Group Details Private

Global Moderators

Forum wide moderators

Member List

  • Праотцы в свете Прушим раббаним

    Интересантский уклон прушим-рабаним при обсуждении Торы.

    Введение.

    Эта заметка должна стать примером демонстрации отказа от интересантства Системы прушим-рабаним при изложении/комментарии Торы (Пяти-/Семикнижия) – на материалах последних изучаемых нами в рамках традиции глав – тема праотцов.

    1. В чём корень интересантства прушим-рабаним.

    Давайте попробуем определиться – в чём вообще может состоять интересантский уклон прушим-рабаним при обсуждении Торы.

    Прушим были выходцами из народа – и это существенно (и даже во многих случаях – принципиально).

    Это аристократов приучают с детства к ответственности – к порядку (в том числе – мышления) – к умению править. И у них (всё сказанное – как правило!) не возникает комплексов неполноценности относительно своих корней – положения в обществе – богатства и влияния.

    А вот у выдающихся представителей из народа всё бывает как раз наоборот – они ощущают немалые собственные способности, а потому и резкий разрыв между ними и имеющимся статусом. А вот чувство ответственности – за строгую логику Слова и Действий (с учётом дальних последствий) – у них не возникает автоматически и не воспитывается средой.

    Поэтому у них гораздо сильнее проявляется интересантство – как способ реализации собственных претензий. И прежде всего им важно – если есть такая – даже иллюзорная – возможность – показать важность как собственную – так и своих корней.

    Кроме того – аристократия является хранительницей традиций управления. В случае избранного Народа – это ещё более выпукло. Хранение Торы – обучение Торе – разъяснение закона и верховный Суд – всё это Творец поручает представителям одного колена – Леви – а в нём прежде всего – коаним – а среди них – коэн гадолю (Первосвященнику). И вовсе не пророкам – не мудрецам из народа – даже не старейшинам (которые отвечают - каждый в своём колене - за поддержание порядка, устанавливаемого в Храме – более или менее согласно Торе).

    *В заметке Тора и её альтернативы – из Дайджеста О Главном – были перечислены 13 преимуществ Торы (с моей – конечно – точки зрения) перед другими основополагающими источниками разных традиций. И первое среди них – отсутствие исключительно положительного изображения главных героев (даже самых положительных). Тора показывает Истину без прикрас (ибо с прикрасами – это уже не Истина!..).

    А вот у других народов – да и вообще – у народов (в смысле – народных масс) есть такая однозначная тенденция – и это принципиально!

    Тоже самое сработало и в случае с нашими прушим-рабаним (причём основы были заложены именно в стадии прушим – первые рабаним – когда власти либо не было – либо она только устанавливалась!). Занимаясь созданием собственного статуса в глазах народа, они естественным образом решали вопрос прежде всего через интерпретацию Торы (и истории).

    1. Интересантство в вопросе интерпретации праотцов.

    Тора определяет статус тех или иных людей в Избранном народе либо по их происхождению – либо по их исключительным поступкам. В основном речь идёт о преимуществах коэн гадоля – коаним и левиим. Есть также особо избранные – судьи и пророки. А также – цари. Мужи разумные (невоним) не были найдены для управления и суда даже Моше-рабейну.

    Поскольку сами прушим не знали пророчества – они объявили о его прекращении с момента ухода Эзры (конец периода аншей Кнессет аГдола – в который и были приглашены представители народа к управлению – в связи с особо тяжёлой ситуацией).

    Но взамен надо было чем-то подкрепить свой статус. И первое, что было сделано – это выработка линии о святости (непогрешимости) праведников-мудрецов, для которых происхождение не имеет значения. А основание которых – в праотцах (первых трёх – Йосеф явно не вписывался в этот стиль).

    И тогда естественным образом появляются мидраши (сказания-воспоминания о скрытых в Торе событиях). Первые мидраши появляются в период окончания равом Аши своего творения – Вавилонской гмары – это 4.5 века после разрушения последнего Храма – 18 веков после Синая – или 23 века после появления Аврама.

    В этих мидрашах появляется классически-народный стиль описания – чёрно-белый (или лубочный) – то есть плохие персонажи обречены на плохое поведение и провалы, а хорошие (Наши – как прообраз НАС САМИХ!) – ровно наоборот.

    *Это яркий пример несовпадения интересантского Стиля мидрашей (что талмудистских_,_ что каббалистических – что хасидских сипурей цадиким!) со стилем Торы!..

    И тогда все истории и комментарии героев Торы должны точно соответствовать их статусу (а не тексту Торы!).

    1. Праотцы – в свете интересантства и в свете Торы.

    Мы ещё не вошли по календарю в тему четвёртого праотца – Йосефа – да и он существенно выделяется из общей линии. Поэтому разговор пойдёт о первых трёх – Аврааме, Ицхаке и Яакове-Исраэле – которых собственно Система и объявляет Основой.

    Хотя нет никаких оснований в самой Торе утверждению о 613 (Тарьяг) заповедей, которые составляют основу Закона, а тем более – распространения этого жёсткого (и ограниченного!) свода законов на кого-либо До Синайской учёбы (не разовой – и не идеальной!) – но утверждается норма, что все праотцы знали и соблюдали их. В доказательство приводится глагол Гарти (я жил), который использует Яаков при встрече с Эсавом (эцель Лаван гарти – я жил при Лаване – переводится как Даже при Лаване я соблюдал все 613 заповедей!..). И проблема не только в отсутствии определённых указаний в Торе на это – но куда больше в том, что по элементарной исторической логике большинство из этого свода законов Яаков не мог соблюсти. А кроме того – они его и не должны были касаться по логике исторического процесса (Плана Творца).

    *Я начал с этого примера просто потому_,_ что он связан непосредственно с изучаемой сейчас главой – а также потому_,_ что введённый принцип создаёт очень богатое направление творчества рабаним_,_ необходимым доказывать как именно наши герои соблюдали кодекс РаМбаМа

    Но посмотрим шире на наших трёх первых праотцов. Попробуем избавиться от интересантской позиции – и без фильтров посмотреть на изложенную в Торе историю их жизни.

    Первое, что бросается в глаза – наши праотцы очень разные – очень мало похожи друг на друга.

    Так, Авраам отличается Инициативой – самостоятельным поиском новых путей и решений. Он самостоятельно должен был придти к осознанию Творца – ибо в Торе нет никаких намёков о его организованном обучении Вере. Он же является инициатором реализации идеи миссионерской деятельности (раскидывание шатров – приобретение душ). И Сара ему в этом активно помогает (никаких конфликтов – хотя поведение это было нестандартным). Он уверенно спускается в Мицраим – экспериментирует с Сарой (выдавая её за свою сестру) – отделяет (по своему решению) Лота – а потом идёт войной на 4-х царей за него же. Наконец, он настаивает на спасении городов Сдома (в разговоре с Творцом!). Но – при прямом обращении Творца – идёт против своих интересов – предпочтений – принципов (!) – и совершает Акеду.

    Ицхак не проявляет инициативы – он идёт ПО СТОПАМ (Творца и отца!). В этом он весь – в этом и его сила – и его слабость. Возможно, что и зерно было им посеяно либо по Слову Творца – либо по Его Знаку.

    *Не случайно подобраны места и семьи праотцов. Авраам рождается в Харане – в семье Тераха-арамейца. Ицхак рождается в Араде – в семье Авраама и Сары. А Яаков – вместе с Эсавом! – рождается в Беер-Шеве (первом городе__, построенном уже праотцами!) – у Ицхака (с одной стороны!) и РивкиДругой стороны!..). ד''ל

    Яаков и Эсав сразу же проявляются странным образом. Борьба на уровне эмбрионов (где это видано!..) – странные имена (данные явно Сверху!) – и вся последующая история…

    *Напомню,Эсаву следовало бы получить имя Асуй – Сделанный,а Яакову – Экев – Пятка. В этой паре имён заложено немало смыслов,а сами они связаны с описанием их рождения. НО – имя первого меняется на Эсав - Сделали… - а второго – на Яаков – Последует (также – Облукавит/Искривит/Запятнается). Что же это за изменения имён? И кто говорит об этих смыслах?..

    А далее прямо говорится о предпочтении Ицхаком Эсава, а Ривкой – Яакова. И это стыкуется с негативными смыслами имени второго брата – как и с негативными условиями рождения и созревания Ривки!..

    То есть по прямому смыслу описанного в Торе (не мидрашим!) – сыновья отличаются также, как исходные характеристики их родителей!

    Всё сказанное далее об Эсаве не несёт однозначно негативной коннотации, как мы привыкли – исходя из мидрашей и комментариев!..

    А вот о Яакове рассказывается – как он отреагировал на просьбу брата о еде – как он утаил это от отца – как он с мамой совершенно ЕСТЕСТВЕННО идут на обман ПРАВЕДНОГО ОТЦА!..

    И – в итоге – лишь после раскрытия обмана Ицхак говорит = Также пусть будет благословен!.. Именно в этот момент определяется роль Яакова…

    Что скажете – не предвзято?

    У Лавана эта история (линия Яакова) – продолжается.

    posted in Интересантство и Праотцы
  • Объяснение Интересантства
    1. Интересантство – что это.

    *Поскольку этим термином почти не пользуются – да и те, что пользуются – применяют его в весьма ограниченном – негативном – смысле, необходимо определить, что я под ним имею в виду.

    У всякого (без исключений) человека имеется набор склонностей – предпочтений – интересов в самых разных областях его жизнедеятельности. Точнее – в каждой сфере его деятельности – как правило – у него существуют предпочтения (и определяются они Фенотипом человека – я уже писал о связи Фенотипа и Веры). Эти предпочтения определяют его Выбор – пойдёт ли он направо – или налево, что и как он будет осваивать в жизни – как он будет реагировать в тех или иных обстоятельствах. Это – естественный (по воле Творца) механизм регулирования. И – если человек не занимается его сознательной коррекцией – то его поведение в основном этим механизмом и определяется (под поведением я имею в виду его внутренние Реакции – а не конкретные действия).

    Хотя ВСЕ люди разные (даже близнецы), но - с определённой степенью огрубления (обоснованного) – они (мы) объединяются в достаточно массовые группы совпадающих предпочтений по очень многим параметрам.

    *Поскольку в большинстве случаев выработка реакций осуществляется без строго контроля сознания__, люди не привыкли отдавать отчёт в своём интересантстве. А заинтересованные в управлении большими массами используют различные методы (технологии/техники) воздействия_,_ используя интересантские реакции (автоматические).

    Но заметка эта посвящена не теме использования интересантства, а специфически связанной с моей основной работой – качественной Учёбой (в которой необходимо использовать Анализ, чтобы увидеть новые связи – смыслы – хидушим) – проблемой. Ибо, когда человек анализирует какую-то ситуацию, он естественным образом (как правило) делает это Под углом своих интересов (и это – не тривиальный вывод!). В итоге он видит ситуацию не объективно – и выводы его – его оценки – также не объективны (в них автоматически включены личные коррективы).

    1. Последствия интересантства.

    - К родителю приходят с жалобой на его ребёнка. Рассматривая конфликтную ситуацию, он тут же исходит из Своего видения картины, где Его ребёнок имеет предпочтения перед другим. В итоге он часто может защищать своего ребёнка, несмотря на не соответствующую его взгляду объективную картину.

    - Когда учёный рассматривает поступившую информацию (в рамках его сферы исследований) – он автоматически ищет в ней подтверждение известных ему норм (догм) – а также имеющихся у него идей (когда они есть). И легко пропускает всё то, что в этой информации этому не соответствует.

    - В спорах представителей разных вероучений – как правило! – каждая из сторон придаёт Разный вес достоверности и значимости приводимым фактам – и потому придти к единой позиции они не могут (имея одну общую для них информацию).

    *Этих примеров – бесконечное количество. Надеюсь_,_ что каждый для себя может привести не менее яркие.

    В профессиональной аналитической работе, которая является основой процессов не только научного исследования, но и всякой качественной Учёбы, всякого Суда, всякого Управленческого решения (включая и решения политические), всякого Лечения – интересантский подход ведёт к важным искажениям!..

    *Даже принятия решений по взаимоотношениям с людьми – дружба – любовь – семья – бизнес - всякое партнёрство во многом искажаются интересантской оценкой - хотя обязан подчеркнуть_,_ что в последнем перечне одной качественной (не интересантской – прежде всего!) аналитики явно недостаточно.

    1. Интересантство и Тора.

    В Торе многократно подчёркивается проблема интересантства при установлении правил Судейства. При этом подчёркиваются различные аспекты интересантства.

    Например, когда Тора запрещает брать взятку – подчёркивается влияние интересантства не только в сфере денежной (стяжательство) – но и более широкие аспекты – возможность улучшения отношение – появления чьей-то зависимости – аспекты сексуальные и так далее.

    Когда подчёркивается (отдельно!) запрет благоволения к богатому (знатному/сильному) – дополнительно подчёркивается зависимость от страха (перед сильным мира сего).

    А когда подчёркивается запрет благоволить к слабому (во всех вариантах) – подчёркивается негатив коррегирующей дискриминации (очень распространённой именно в наше время – и воспринимающейся многими как положительная тенденция!..).

    При этом в Торе существуют и более общие указания – касающиеся в целом Постижения и Следования Торе – как главному Ориентиру в процессе Исправления. Широко известны фразы – Не прибавь и не убавь – а также – Не отклонись ни вправо – ни влево!.. И фразы (призывы-приказы!) эти относятся ИСЛЮЧИТЕЛЬНО к слову Творца (Торы) – но никак не к слову ЧЕЛОВЕКА (праведника/мудреца/святого – и так далее)!..

    1. Борьба с интересантством.

    Чтобы избежать всех негативных последствий интересантства (подчеркну – что у интересантства существует и положительный спектр функций!) – прежде всего во ВСЕХ перечисленных выше сферах – нужно отдать отчёт в существовании проблемы – понять, где и как с нею надо бороться – и осуществлять эту борьбу на деле.

    *Сразу оговорюсь – как не все могут быть настоящими учёными – бизнесменами – руководителями – художниками и мастерами (в широком смысле слов) – так и не все способны избавиться от интересантства в нужных случаях! И тогда единственное правильное решение – как и с приведёнными сферами профессиональной деятельности – НЕ ЗАНИМАТЬСЯ всеми видами работ, где интересантство мешает (запрещено)!

    Приведу примеры в том же ракурсе, как и в п.2.

    - Родитель во время предъявления претензий к его ребёнку должен напомнить себе, что, начиная самостоятельно оценивать картину происшедшего, он принимает на себя функции Судьи, за неправильное исполнение которых существует Строгое наказание (в том или ином варианте). Если он почувствовал ответственностьстрах определённый) и настраивается на Отстранение от своих родительских предпочтений (или иных) – он может начать анализ ситуации. Если же – нет (что бывает куда как чаще!) – он должен отстраниться от этой функции!

    - Учёный (исследователь – точнее), приступая к исследованию информации, должен напомнить себе, что более ценным является обнаружение НЕСТАНДАРТА – отклонений от привычного, а также – что он (как и его Учителя) способен на ошибку. Это меняет настрой в голове – это корректирует фильтры! Если же он не готов к такой позиции (а таких – снова – большинство!) – он должен отказаться от этой функции!

    - Представитель той или иной веры (раввин/священник/мулла/идеолог коммунизма или любого другого –изма) должен настроить себя на то, что в его идеологии возможны ошибки (хотя бы в фактах и логике – если не в аксиоматике!..). В противном случае не корректно пытаться оценивать другую систему веры или её представителя!

    *Подчеркну_,_ что указанные приёмы хоть и не сложны – но встречают нередко сильное внутреннее сопротивление – которое для многих непреодолимо. И в последнем из примеров – в вопросах Веры – это проявляется сильнее всего!..

    posted in Интересантство и Праотцы