Пурим (Тецаве-Ки Тиса)
-
1. Венок тем прошедшей субботы.
- 1.1. Шабат Захор.
Первый бой с Амалеком - руки Моше! - заповедь стереть память об Амалеке
- 1.2. Шабат Тецаве.
Елей БИТЫЙ - Одежды коаним - Освящение коаним - Тмидим - ВэШаханти... - жертвеник Воскурений
- 1.3. Шабат эрев Пурим
Мегилат Эстер...
- 1.4. 13 Адара
Гзерат-Аман против Гзерат-Эстер вэМордехай - День Победы
- 1.5. Благословение Луны (Адара)
первая Суббота после полной недели Месяца
- 1.6. Афтара Шауль - Агаг
Полный разгром Амалека - хесед Праведника - конец Царства (Шауля)
- 1.7. Минха - парашат Шкалим
Закон о Полушекеле
2. Мегилат Эстер.
- 2.1. В начале - взглянем на всю ситуацию с Пуримом Сверху. Мы знаем, что Творец создал Ам Исраэль по строгому ПЛАНУ как заготовку своего будущего Партнёра. И что всё Творение лишь служит этой цели (и существует - пока оно необходимо ДЛЯ ЭТОГО). И нет смысла обсуждать прочие частные вопросы (Снизу), не помня об этом - Главном! Но тогда вопрос = ЗА ЧТО Творец приговорил нас (весь Народ!) к уничтожению (в ЛЮБУЮ эпоху!) - всегда имеет один общий ответ = для Учёбы (не теоретической) и Исправления (не на время).
*Даже когда эту тему поднимает Сам Творец (в разговоре с Моше), то не идёт речь об уничтожении Народа, а лишь о замене недостойных на достойных (произведённых от Моше - и не меньше!).
- 2.2. Если же входить в частности ответов, которые сводятся в основном к ссылкам на участие Народа в пире, посвящённом 70-летию НЕвозвращения Народа и НЕвосстановления Храма (с кучей приводимых деталей), то хочу обратить внимание на следующие МЕЛОЧИ. Пир 180-дней проходил с участием ЗНАТИ 127 (!) царств империи (т.е. к Народу нашему он вообще отношения не имел!), 7-дневный пир относился к жителям Шушана (и только!). При этом мидраш объясняет, что Шушан стал столицей лишь по указанию Ахашвероша с момента назначения пира (по одной версии - чтобы избавиться от старой столицы, помнившей о его отнюдь не царском происхождении / по другой - в связи с тяжестью золотой копии трона Шломо, изготовленного именно ремесленниками Шушана - возможно, евреями). При этом ясно (в нескольких местах) показано, что Ам Исраэль проживал во всех 127 царствах. Но тогда выходит, что даже если бы ВСЕ евреи Шушана участвовали в пире (а мы знаем точно, что и это не так - вспомним об Эстер с её слугами и о Мордехае с его учениками!), то это не был бы ни весь Народ, ни даже его бОльшая часть.
*Я даже не вхожу в споры, насколько по алахе - или нормам хасидута - были виновны участники пира - относительно смертельного приговора...
- 2.3. Прежде чем рассматривать другие вопросы считаю нужным отметить, что вся Мегилат Эстер очень напоминает Сценарий спектакля (поставленного Самим Творцом). Настолько подогнаны во всей этой истории события (дополняемые ещё и Устной Торой через гмару и мидрашим), настолько активно участие небесных персонажей (тут и Элияу, и архангел Гавриэль, и куча ангелов-статистов - переворачивающих страницы, помогающих со жребием, рубящих деревья...), настолько соблюдены правила композиции, что трудно не Увидеть руку Автора и Режиссёра, не Услышать голос Суфлёра...
- 2.4. Ещё нюанс - принято считать, что Аман люто ненавидел евреев. И именно поэтому он сделал всё, чтобы их уничтожить. Но ни из текста Мегилы, ни из известных мне мидрашим это вовсе не следует. А вот что известно, так это о его особой ЛЮБВИ (в кавычках - конечно) к Мордехаю. Из мидраша мы знаем, что Мордехаю посчастливилось приобрести Амана себе в рабы (с записью этого приобретения на сандалии, которую он хранил!). И потому в любой момент Мордехай мог предъявить свои права как на самого Амана, так и на всё ему принадлежащее!.. А это значит, что он и не обязан был кланяться Аману, да и Аман не мог пожаловаться на него царю... И не кланяясь Аману как первому министру (по приказу царя!), он напоминал тому о бессмысленности всех титулов и денег Амана, тем самым заставляя Амана жаждать его гибели. А это было возможно сделать как раз подведя обвинение ПОД ВЕСЬ НАРОД (ибо тогда Мордехай оказывался просто в числе подлежащих уничтожению - и САНДАЛИЯ больше помочь не могла!).
*Кстати, и слуги Ахашвероша - и наши мудрецы (включая членов Санедрина того времени!) - как раз укоризненно спрашивают Мордехая - ЗАЧЕМ ТЕБЕ НАДО БЫЛО ЗЛИТЬ ТАК АМАНА?.. - тут тебе и пикуах нефеш, и ответственность за весь Народ...
- 2.5. Самый показательный (по моему мнению) момент в Мегиле связан с разговором Амана и царя по поводу Народа.
*Отмечу для тех, кто не знает или забыл, что всюду в Мегиле, где титул царя не сопровождается Именем, речь идёт непросто о царе, а о Всевышнем.
Аман не только приводит длинный список обвинений против Народа, но предлагает Царю (без имени!) некоторую сумму денег. Ни в самой Мегиле, ни в известных мне комментариях не обсуждается размер этой суммы. А он является ОПРЕДЕЛЯЮЩИМ! Ибо 10 000 кикар-кесеф - во-первых, это ОСОБАЯ сумма, а во-вторых - НЕВЕРОЯТНО большая.
*Поясню. Кикар-кесеф - это 3000 серебряных шекелей. Особость этой суммы заключается в том, что она в точности равна ВЫКУПУ за весь Ам Исраэль! Т.к. Ам Исраэль выражается числом 600 000 душ (воинов Творца) - и не зависит от конкретной статистики Народа в конкретный момент Истории! А выкуп одной души воина Творца равен 50 серебряных шекелей. То есть выкуп ВСЕХ душ равен 30 миллионам серебряных шекелей - но это и есть 10 000 кикар-кесеф !..
**Невероятность этой суммы определяется тем, что максимальная стоимость серебряного шекеля доходила в наше время до 100 новых шекелей. Это означает, что вся сумма предложенных Аманом денег равна примерно Трём миллиардам!..
***Эту сумму Аман смог предложить в связи с находкой трети клада, оставленного Йосефом. Первую треть нашёл Корах. А третья осталась до наших дней. НО - и Корах, и Аман закончили максимально плохо!..
Главным же во всей истории является ответ Царя - ... серебро это отдано тебе, а также Народ, чтобы ты поступил с ним, как тебе угодно... То есть Творец говорит Аману = Народ этот не подлежит ни продаже, ни уничтожению (ибо без выкупа за него - нельзя и уничтожить!), а вот УКАЗ можешь писать!..
И это - главный ответ для Нас, данный Мегилой. Этот НЕОТМЕНИМЫЙ УКАЗ (закон о неотменимости указов Царя мы учим именно из Мегилы!) позволяет наказывать (и даже уничтожать) любую часть Народа, которая может заслужить такое. Но уничтожить Народ (Ам Исраэль) - никогда!..
- 2.6. А далее мы читаем о праведном поведении, что народа во всех 127 царствах, что Мордехая (и его 22 000 учеников) - ... скорбь великая у Йеудеев, и пост, и плач, и причитание; и были вретище и пепел постелью для многих... И что - это убрало угрозу окончательного уничтожения? - Оказывается, НЕТ!.. (хотя обычно думают именно так...) Но вот когда Эстер берёт решение проблемы в свои руки (!) - и объявляет 3-х дневный пост (в Песах - вместо Седера!) - и Мордехай подчиняется её как бы антиАлахическому требованию - а вслед за ним и все сидевшие на пиру евреи Шушана - вот тогда и начинаются сплошные ЧУДЕСА!..
- 2.7. В итоге 17 Нисана 3404 года происходит Переворот (соответствующий Перевороту, затеянному Эстер!), Аман казнён - Мордехай вознесён - а через два с лишним месяца (23 Сивана) - во второй заход - добивается Эстер нового указа - и после того Народ уже начал радоваться. А далее идёт странное заявление Мегилы - ... И многие из народов страны стали Йеудеями, потому что охватил их страх пред Йеудеями... - ...וְרַבִּים מֵעַמֵּי הָאָרֶץ, מִתְיַהֲדִים--כִּי-נָפַל פַּחַד-הַיְּהוּדִים, עֲלֵיהֶם (Мегила, 8-17). Что это - неправедный Гиюр (из-за страха за жизнь) или Тшува оперсившихся?..
3. Пост Эстер.
А что такое - пост Эстер? Почему он так называется - почему назначен на 1 день - почему не в Нисан (скажем, Четырнадцатого) - а на 13 Адара?
Ответ довольно прост (...) - 13 Адара шёл бой За Жизнь, весь Народ должен был воевать, но не Царица Эстер. Она-то и держала Пост - поддерживая Народ в его битве, так же, как поддерживал Моше Народ в битве с Амалеком!..
4. Добровольность.
Если посмотреть теперь на картину Пурима и ответить на вопрос - была ли Тшува евреев (Шушана собственно, а не всего Народа) добровольной - то ответ напрашивается отрицательный (не видно никакого признака этой Тшувы, если бы не предшествовавшая ей Гзерат-Аман - и подвиг Эстер (с её ПРИКАЗОМ). Тогда чем же отличается принятие Торы в Пурим - от принятия её при Даровании Торы?
При Даровании Торы раскрытие Творца было такого уровня, что связь осуществлялась на уровне НадСознания. А на этом уровне нет Выбора (как нет его и на уровне ПодСознания). В Пурим же выбор между Жизнью и Смертью как в физическом, так и в духовном смысле (стать язычниками - и тем уйти от уничтожения) был - и был он на уровне Сознания. Но без гзерат-Аман и гзерат-Эстер этого всё равно не могло произойти...
*Время Творцом было выбрано не случайное. Через несколько лет действительно истекал 70-летний срок Изгнания из Земли. И надо было готовить как внутренне, так и внешне Народ... Через 3 года после Победы продолжилось строительство Второго Храма (и с этого времени пошёл отсчёт его работы)!..
Если вспомнить начало Истории Народа - после Крият Ям-Суф - то сказано в Торе об этом =... И увидел (Ам) Исраэль Великую руку (Творца)...и УСТРАШИЛСЯ Народ Творца - и Поверил в Него и в Его раба Моше !.. (мы читаем это каждое утро) Делайте выводы из очевидного...
5. Выводы.
- Народ был спасён не ЗА ЧТО - а РАДИ ЧЕГО (вдумайтесь!)
- Для МАССОВОГО принятия Торы и Творца в рамках Исправления необходимо создание условий Страха перед Творцом (и так это и происходило каждый раз)
- Для настоящей Тшувы не достаточно оттолкнуться от Зла (позиция ПРАВЕДНИКОВ) - нужен Переворот (и вот он совершается по примеру Лидера, действующего из высшей Любви и высшего Страха!)
- бросавшийся Аманом и Ко жребий (равно как и магия) - Пур (мн. - Пурим) никак ему не помог в случае с Народом, так как Тшува поднимает Народ НАД жребием, над звёздами!
- более высокий уровень исправления Пурима в сравнении с Йом-КиПурим и объясняется разной основой этих Исправлений-Искуплений = если в Йом-КиПурим - это Отталкивание (Иткафья), то в Пурим - Переворот (Итъапха)
- Переворот и в Пурим принадлежат именно ЭСТЕР, которая является символом Малхут - символом Женщины - символом внутренней части души и Торы!
- И вся История Пурима является СОтворчеством Автора (и Режиссёра, и Продюсера, и Суфлёра...) и Еврейской труппы !..
* Все эти выводы связаны (отражены) и в статусах прошедшей субботы (чудесным же образом) - сравните (нужное - выделено!..)
PS. Обновляя заметку, я заметил, что в ней не расписан подробно процесс Переворота - а он является главным результатом и Уроком для Нас. Я предлагаю всех ответить на этот комплексный вопрос - Как свершился переворот = в каком порядке - с какими побудительными мотивами - в чём он собственно заключался (что пришлось перевернуть)?