1-В. Труа и Кипур в Евангелии.
-
ДК: В Торе заповедан день Труа, а спустя 10 дней день Кипур. Какие события Евангелия или цитаты можно отнести к этим дням и заповедям?
ChatGPT: День Труа (Рош аш-Шана) и день Кипур (Йом Кипур) – это два из самых важных и священных праздников в иудейском календаре. Они являются частью десяти страшных дней покаяния, начинающихся с Рош аш-Шана и заканчивающихся Йом Кипуром.
Рош аш-Шана (День Труа):
Рош аш-Шана, буквально "голова года", является еврейским Новым годом. Этот праздник также известен как День Труа, что переводится как "день рева" или "день трубного звука". В этот день традиционно трубят в шофар.
Евангелие не упоминает Рош аш-Шана напрямую, но трубные звуки и зов могут напомнить о словах из Первого послания к Фессалоникийцам:
"Ибо Сам Господь при взыве, при гласе Архангела и при трубе Божией сойдет с небес, и мертвые во Христе воскреснут прежде" (1 Фессалоникийцам 4:16).Йом Кипур (День Искупления):
Это день искупления, когда иудеи просят прощения за свои грехи и молятся о помиловании. В Ветхом Завете (Торе) в этот день первосвященник приносил жертвы за грехи народа и входил в Святая святых в храме.
В Новом Завете, события и учения, связанные с искуплением и прощением грехов, можно связать с Йом Кипуром. Жертва Христа на кресте является кульминационным актом искупления для всех людей:
"Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Иоанна 3:16).
"Итак, как чрез одного человека в мир вошел грех, и чрез грех смерть, и так смерть перешла на всех людей, потому что все согрешили" (Римлянам 5:12).
Христос сравнивается с первосвященником, который входил в Святая святых, и Сам становится искупительной жертвой за грехи человечества.
В общем, праздники Дня Труа и Дня Искупления обращают внимание на важные аспекты духовной жизни: ожидание возвращения Господа, покаяние, искупление и прощение грехов.ДК: Вы можете связать с днем Кипура Матф 5:24?
ChatGPT: Конечно! Давайте рассмотрим стих из Евангелия от Матфея:
"оставь там дар твой перед жертвенником и иди; прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой." (Матфея 5:24)
Этот стих находится в части Благовестия, известной как Проповедь на горе. В ней Иисус говорит о том, что не достаточно просто приносить дары или жертвы Богу, если у вас есть конфликт или неприязнь с кем-то. Прежде чем приносить дар на жертвенник, важно примириться с этим человеком.
День Кипура (Йом Кипур) – это День искупления, когда иудеи по всему миру просят прощения у Бога за свои грехи. Однако также традиционно в этот день люди просят прощения у своих ближних за причиненные обиды и неправедные поступки. Смысл этой практики – очистить совесть и восстановить отношения с окружающими, прежде чем обратиться к Богу с молитвой о прощении.
Таким образом, Матфея 5:24 прекрасно соотносится с идеей Йом Кипура. Прежде чем искать искупление и благодать от Бога, необходимо улаживать свои земные конфликты и стремиться к примирению с теми, кого мы обидели или с кем у нас были разногласия.ДК: Наверно цитата Матф 6:12 тоже как-то связана с Моэдом?
ChatGPT: Да, вы правы. Матфея 6:12 содержит слова из Молитвы Господней (Отче наш):
"и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим."
Этот стих акцентирует важность прощения как средства для получения прощения от Бога. Под "долгами" и "должниками" здесь подразумеваются не только материальные долги, но и моральные и духовные долги — обиды, грехи и проступки, которые мы совершили перед другими или которые другие совершили перед нами.
В контексте Йом Кипура, Дня искупления, это особенно актуально. Йом Кипур – это время, когда иудеи по всему миру собираются в синагогах, чтобы молиться о прощении своих грехов. Но прежде чем просить Бога о прощении, верующим предписано просить прощения у своих ближних за все, чем могли их обидеть. Это не просто традиция; это основное духовное требование, которое делает прошение перед Богом искренним и искренне сокрушенным.
Таким образом, слова "и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим" из Молитвы Господней очень сильно отражают дух Йом Кипура. Оба подчеркивают важность прощения в отношениях между людьми как предварительного шага к получению прощения от Бога.ДК: Возможно здесь акцент именно на моем прощении тех людей, обида на которых живет во мне, и с которой я все время тяну расстаться?
ChatGPT: Да, вы абсолютно правы. Строка "прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим" из Молитвы Господней ставит акцент на том, что наше примирение с Богом и наше желание быть прощенными тесно связаны с нашей готовностью прощать других.
Если мы не прощаем других, то это может стать преградой для получения прощения от Бога. Не прощая других, мы держимся за обиду, гнев или негодование, что препятствует искренности нашего сердца при обращении к Богу.
Таким образом, важным шагом перед тем, как обратиться к Богу с молитвой о прощении, является освобождение от гнета обид и непрощенности в нашем сердце. Это акцентируется не только в христианстве, но и в еврейской традиции Йом Кипура. Прежде чем обратиться к Богу за искуплением, верующие искренне просят прощения у тех, кого они могли обидеть в течение года.
Так что ваше понимание верно: акцент действительно делается на необходимости прощать других, освобождаясь от обид и гнева, чтобы с чистым сердцем прийти к Богу.ДК: Возможно они давно просят прощения у меня, но я все время не согласен. И тогда Йом Кипур — последняя черта?
ChatGPT: Если кто-то искренне просит вас о прощении и стремится к примирению, а вы продолжаете упорно удерживать обиду, это может быть преградой для вашего духовного развития и благосостояния. Непрощенность может стать тяжёлым бременем, которое вы несёте с собой, и это может отравить ваше восприятие жизни и отношения с окружающими.
Йом Кипур, или День Искупления, служит вспоминанием о важности прощения и примирения. Этот день призван помочь верующим осознать глубину своих грехов и обратиться к Богу с просьбой о прощении. Однако перед этим верующим предписано примириться с теми, с кем у них были конфликты.
Это не значит, что Йом Кипур — это "последний шанс" или "последняя черта". Однако это может быть мощным стимулом для того, чтобы осознать значение прощения и сделать шаг к примирению.
Важно понимать, что прощение — это не одобрение или забвение обиды. Это решение освободиться от гнева и обиды, чтобы продвинуться дальше и жить жизнью, наполненной миром и радостью. Помимо духовных причин, прощение также положительно сказывается на психологическом и физическом здоровье.
Если вы чувствуете, что трудно прощать, может быть полезно проконсультироваться с духовником, психологом или другим специалистом, который поможет вам обработать свои чувства и пройти путь примирения.ДК: Последняя черта — в том смысле, что это условие для моего искупления в Йом Кипур. Как дедлайн.
ChatGPT: Понял вас. Йом Кипур действительно имеет особое значение в еврейской традиции как день, когда Бог запечатывает Судьбы на предстоящий год. Это время интенсивного покаяния и молитвы, и традиционно верится, что в этот день Бог решает, кто будет жить в следующем году и кто умрет.
В контексте вашего вопроса, Йом Кипур может быть рассмотрен как "дедлайн" для индивидуального покаяния и примирения. Прежде чем приходит Йом Кипур, верующим рекомендуется урегулировать свои разногласия с другими и искать прощения.
Тем не менее, Бог, как верится, всегда милосерден и готов простить, если покаяние искренне. Верующий может обратиться к Богу в любой момент своей жизни, не только в Йом Кипур, чтобы искать Его милосердия и прощения. Но Йом Кипур особенно подчеркивает важность этого процесса и служит напоминанием о необходимости очистить свою душу и сердце.
Так что да, можно рассматривать Йом Кипур как своего рода "дедлайн" или особенный момент для прощения и примирения, но это не исключает возможности искать прощения и покаяния в другое время.ДК: Еще как вы смотрите на 1Иоанна 2:2?
ChatGPT: Стремясь понимать библейские тексты, всегда важно рассматривать их в контексте их культурной, исторической и литературной основы. Рассмотрим упомянутый вами стих:
"И Он есть искупление за грехи наши; и не только за наши, но и за грехи всего мира." (1Иоанна 2:2)
Этот стих из Первого послания Иоанна акцентирует учение о том, что Иисус Христос пришел на землю, чтобы стать искуплением за грехи человечества. Слово "искупление" указывает на жертвенный акт, через который грехи искуплены или забыты.
Ключевое здесь — понимание, что Христос приносит искупление не только для определенной группы людей или только для тех, кто верует в Него, но для "всего мира". Это подчеркивает универсальность Его жертвы и милосердия Божьего.
Для многих христиан этот стих является основой их понимания того, что спасение доступно всем людям, независимо от их культурного или религиозного происхождения, благодаря искупительной жертве Христа.ДК: Еще как вы смотрите на 1Иоанна 2:2 в контексте нашего разговора о йом Кипуре?
ChatGPT: В контексте нашего разговора о Йом Кипуре и в контексте понимания искупления в христианстве, 1Иоанна 2:2 представляет особый интерес.
Йом Кипур, или День искупления, — это самый святой день в еврейском календаре, когда евреи по всему миру молятся и просят Бога прощения за свои грехи. В древние времена в Храме в Иерусалиме в этот день верховный священник приносил жертвы на искупление грехов народа Израиля.
В Первом послании Иоанна, Иисус Христос описывается как "искупление за грехи". Такое представление отражает христианскую идею о том, что смерть Иисуса на кресте была искупительной жертвой, приносимой за грехи всего человечества.
Если соединить эти две идеи, то можно увидеть параллели между Йом Кипуром и христианским пониманием искупления. Так же, как в Йом Кипур верующие ищут прощения и искупления своих грехов перед Богом, христиане верят, что через смерть и воскресение Иисуса они получают прощение и вечную жизнь.
1Иоанна 2:2 подчеркивает универсальность этого искупления, говоря, что Иисус является искуплением не только для определенной группы людей, но "за грехи всего мира". Это может быть интерпретировано как приглашение каждому человеку принять это искупление независимо от его культурного или религиозного фона.ДК: Вы усматриваете здесь намек на козленка, кровь которого в Кипур вносилась в кодеш кодашим?
ChatGPT: Да, многие библейские ученые и теологи видят параллели между жертвами в Храме в День искупления и жертвой Христа на кресте.
В Йом Кипур, по описанию в Торе, верховный священник приносил козла в жертву и собирал его кровь. Затем он входил с этой кровью в Святое святых (Кодеш Кодашим) — самое святое место в Храме — чтобы принести её перед лицом Господним в жест искупления за грехи народа. Ещё один козёл, называемый "козлом отпущения", отправлялся в пустыню, символизируя унесение грехов народа.
В Новом Завете смерть Иисуса Христа на кресте описывается как искупительная жертва за грехи человечества. Кровь Христа часто упоминается как средство искупления грехов. Например, в Евреям 9:12 написано: "не кровью козлов и тельцов, но Своею Кровию вошел [Христос] однажды в святилище и навсегда совершил искупление".
Таким образом, можно усмотреть в смерти и жертве Христа параллели с жертвами в Йом Кипур. Это отражение искупительного аспекта Йом Кипура в христианском понимании жертвы Христа. Верующие видят в Христе истинное и окончательное искупление, которое вечно и доступно для всех.