Берешит. Вавилонская башня. История Вавилона
-
Введение.
Продолжаю расшифровки отдельных знаковых тем Второй главы Торы. Давно хотел написать о связи темы Вавилонской башни с последующими событиями в Истории - с Нашими днями!..- Город и село.
*Многие могут подумать - какое отношение имеет эта тема к событиям главы Ноах? Разве там идёт речь о строительстве городов и сёл? И неужели эта тема настолько существенна, чтобы выделять её из многих десятков других тем этой главы? Давайте попробуем разобраться.
В чём принципиальная разница между городом и селом? Эта разница отмечается в Торе неоднократно. И суть её сводится прежде всего к оторванности горожан от земли - не в смысле того, что они не ходят по земле - или что они не любят бывать на природе - а в смысле отсутствия их жёсткой связи с Работой на земле. Суть Города - как места освобождения от работы на земле (имеется в виду не только земледелие, но и скотоводство - и в общем случае - зависимость результатов жизни/труда от всех вариантов собираемых плодов земли/деревьев/скота) - в том, что основным результатом городской жизни является развитие ремёсел - науки - культуры - структуры общества и так далее). То есть Город - это символ Цивилизации.
В сельской жизни могут присутствовать многие элементы городской цивилизации, но они туда попадают из Города - они не зарождаются и не совершают качественные скачки в своём развитии на селе.
Именно Город не даёт человеку слиться с Природой - с тем Порядком, что существует Независимо от него (по его ежедневным ощущениям!). Город - напротив - даёт человеку почувствовать объединённую силу людской цивилизации - её относительную Независимость от сил Природы (в более общем варианте - всяких высших сил).
При жизни и ежедневной работе на земле трудно избавиться от ощущения величия Природы - и всего, что стоит За ней. Трудно и оставить свой индивидуальный след - личное Имя.
В отличие от этого в Городе - это не только возможно, но и для многих становится Целью. Именно в городах жили Правители. Именно в городах создавались всякого рода Храмы (включая и те, что назывались совершенно по-другому = Академии - Университеты - Театры - Стадионы - Гимназии и так далее).
Причём статус города как правило определялся наиболее Крупными зданиями. Город без выделяющихся зданий даже не воспринимался как город... А самыми выделяющимися из всех возможных видов зданий являются (до сих пор) Башни.
*Есть и иные различия между городом и селом - в том числе имеющие для нашей Учёбы важное значение, но я рассматриваю сейчас только специфически связанное с избранной темой.
- Город и Тора.
В Торе впервые упоминается Город после рассказа о Первой Тшуве, которую совершил Каин. И именно он становится основоположником городского строительства, а его потомки - основоположниками последующих цивилизационных скачков (первые из которых указаны уже в главе Берешит).
Многие думают, что человечество после потопа является продолжением лишь третьего сына Адама - Шета - через его потомка Ноаха с сыновьями. Но это принципиально не так. Ибо жена Ноаха - Наама - является потомком Каина. И в их сыновьях проявилась борьба этих двух начал (включая и сочетания!).
Глава Ноах представляет собой не просто очередную главу Торы, но это уроки Новой истории человечества. Подчёркивая особенности нового лидера - Ноаха - Тора называет его Иш аАдама (Человек Земли). И, чтобы не было сомнений в смысле этого определения, продолжает - И насадил он виноградник...
То есть Ноах не начал со строительства каких-то серьёзных сооружений (Города в том или ином виде), но обратился к работе на Земле. И это - принципиальный выбор.
*Здесь не место рассматривать нюансы, связанные с его выбором Вида работы на земле - например, почему он не начал с пшеницы (и так далее) - или рассматривать аспекты правильного обращения с вином (что нравственные - что диетарные) - или говорить о каббалистических версиях по поводу Вина - и провалах Тикуна.
Однако, когда Ноах произносит пророчество о сыновьях, то он ничего не говорит прямо о Хаме (проклиная его сына Кнаана - и определяя его как будущего раба!) - потом переходит к младшему сыну Йафету - определяя его как следующего за своим Сердцем - и желая ему (по одному из двух вариантов прочтения) быть с Шемом (старшим братом). А вот Шема он определяет как сидящего в шатрах (символ пастуха и созерцателя Небес). И уточняет, что именно его потомкам будут рабами потомки Кнаана!..
*Получается, что Хаму он ничего не определяет - ибо его предназначение не по линии Ноаха. Хам наследует линию матери - то есть Каина. В то время как Шем - линию отца. А вот Йафет является сочетанием их влияний - и потому ему предстоит Выбор...
И вот сразу же после рассказа о потомках Ноаха (всех трёх линий) начинается история с Вавилоном... Точнее - вначале мы с этим именем не встречаемся. Речь идёт о земле Шинъар. Что же касается всех потомков Ноаха - ВСЕХ! - то говорит Тора, что ... Был на всей земле Один язык и речи (Деяния) Единые!..
*Как мы узнаём позже и из Торы, и из археологии и древней истории - что лидерами большинства древних цивилизаций долгое время становятся именно потомки Хама. Именно они определяют генеральное развитие цивилизации вплоть до Древней Греции (Йафет) и Рима (Шем) - то есть первые полтора тысячелетия после Потопа.
И вот по предложению потомка Хама (ставшего их лидером - царём) они решают в едином (почти) порыве строить Город - и Башню!.. И чтобы вершина этой башни была в Небесах! И башня эта строится на продвинутой технологической основе! И ставится цель - создать Себе Имя!..
*Для всякого серьёзного читателя нет необходимости вновь объяснять отмеченные знаки - и как сходятся вместе все отмеченные выше нюансы. Но я хочу подчеркнуть нечто новое. А именно - речь ведь идёт о первых поколениях после Потопа - они ещё помнили тяжёлую руку Творца. И они явно знали Его Имя. Но им захотелось достичь Небес - и создать Имя СЕБЕ!.. Именно поэтому и возникает такая реакция со стороны Творца (которому было бы весьма приятно видеть как люди расплодились - и как они были в Единстве - и как в них реализовывалось творческое начало - всё это было Очень хорошо!.., Но вот ЦЕЛЬ)...
И в итоге происходит Разделение языков - и возникают 70 базовых культур - 70 базовых народов мира. И появляется новое имя у этого Места - Бавель - как символ этого Смешения. Так возникает Первое Вавилонское царство.
- Продолжение истории Вавилона.
*Этот пункт не имеет прямого отношения к нашей главе, но зато имеет отношение к продолжению истории Имени (Вавилон). В связи с этим - он будет максимально кратким.
История Вавилона делится на 4 периода.
Первый период - это период расцвета Старовавилонского царства вокруг его столицы - Вавилона (без Башни!). Наиболее известным правителем был Хаммурапи, при котором и площадь государства достигла своего максимума - и сила. Законы Хаммурапи до сих пор являются примером государственной мудрости.
Затем - как обычно - последовал захват большой части царства - оно сократилось до Южной Месопотамии. А на следующем этапе потеряло свою независимость.
Второй этап - это существование Вавилона в рамках чуждых ему империй. Это период никакими серьёзными достижениями не богат.
Третий этап - Нововавилонское царство (точнее - империя), ставшая наследницей Ассирийской империи при Навухаднецаре (история конца Первого Иерусалимского Храма и вавилонского изгнания). Он был самым коротким из четырёх. И завершился с победой мидийско-персидских объединённых сил при Белшацаре (после известного пира!..).
Четвёртый этап - постепенное разорение Вавилона - с потерей статуса и имени - вплоть до полного исчезновения. Медленное угасание длилось долгие века...
*Конечно, можно было бы нарисовать более подробную картину истории Вавилона - и провести более тонкий анализ - но это не требуется для целей нашей темы.
Что же касается Месопотамии (Междуречья) как территории - то после власти персов (Ахеменидов) приходит время Селевкидов (на базе распада почти не существовавшей империи Александра Великого). Их сменяет Парфянское царство - ненадолго Армянская держава Тиграна Второго - и, наконец, надолго она становится провинцией Рима.
Затем снова надолго она входит в состав Персидской империи Сасанидов. А с 7 века находится под управлением Арабского халифата.