Испытания
-
О себе...
Введение.
Как-то внезапно - вдруг - во время урока с моим товарищем-учеником - пришло ко мне это прозрение. Речь идёт о ловушке, в которую я попал уже будучи опытным человеком, который давно избегал жёсткой зависимости от любой созданной интересантами Системы. И произошло это сейчас - во время завершающего 4-х суточного поста в дни горения Первого Храма...
Это будет нестандартная заметка - хотя она тоже о принципиальных моментах нашей жизни - наших испытаний - и нашей учёбы (качественной - то есть с Переворотами и Прозрениями - которые просто необходимы!..). Потому - никакой нумерации.
По неслучайным обстоятельствам я был с первого класса школы образцовым учеником - общественником - сыном и внуком (это определялось и моим характером - и моими жизненными ценностями). Я показывал пример - ориентировался на Устав (октябрят - пионеров - комсомольцев - и вообще - Строителя коммунизма). Это совсем не шутка - не ирония - и не сатира - это Правда. При этом - это надо понять, почувствовать - всё это было не для показухи - я видел в этом смысл своей жизни и свою миссию (по исправлению мира - этим я ориентировался с 5 лет - и это решение было сугубо самостоятельным).
Однако, по воле Творца же я родился сыном и внуком (и т.д.) врагов народа. Да ещё с пятой графой (её власти хотели исправить в мои 16 лет - но я устроил протест). Да ещё с кучей хронических болезней (вплоть до запрета поступления в школу и запрета даже на физкультуру). И мой папа рассказывал мне Свою правду о советской власти - о Сталине - о войне - о лагерях - о СИСТЕМЕ. И потому к началу учёбы в школе я уже был сформированным диссидентом - антисталинистом и ... сионистом (и мой папа - и дедушка - всю жизнь мечтали об алие...).
Две эти ипостаси сочетались органично во мне. С одной стороны, я знал, что живу в дурной Системе - но с другой, я знал, что должен быть образцово-показательным (по многим причинам - причём - и это важно - не только формально, а прежде всего - реально). Но я понимал (уже в первом классе), что ориентироваться я должен на собственные требования - а не на Систему (которой я не мог доверять) - и не на людей вокруг.
Я рано обратил на себя внимание (а СИСТЕМА - в лице КГБ - следила за мной практически всю жизнь) - и многократно получал особые предложения от Системы. На весьма серьёзном уровне это началось примерно лет с 20. Я к тому времени уже был известен и в регионе - и в Союзе как выдающийся по своим способностям и результатам ученик - организатор - исследователь (уже не раз меня называли гением - в разных областях деятельности). И меня стали тянуть в структуры Системы. Вначале - в партию. Затем - в армию, КГБ, даже ГУЛАГ (он тогда назывался ГУИТУ). Я должен был умело уходить от всего этого - ибо я знал уже, что входя внутрь Системы ты вынужден играть по её правилам - тебе не дадут сопротивляться её принципам и решениям (а они - я знал это заранее - не совпадут с моими).
В итоге я выбрал для себя роль серого кардинала - то есть я не отказывал Системе категорически - и сотрудничал выборочно - когда находил подходящую ситуацию и руководителя. Десятки исследовательских работ (диссертаций) я написал под именем своих так называемых научных руководителей (они стояли в очереди ко мне с моих 17 лет). Многие экономические реформы (начиная с хозрасчёта Косыгина) были сферой моей активной деятельности (и в теории - и на практике). Я стал ведущим специалистом Союза и СЭВа по многим специализациям и организатором-руководителем многих так называемых движений (включая движения по внедрению ФСА - по созданию МЖК - Добровольных обществ - кооперативов - СП - Инвестфондов - бирж и банков). И всем этим я занимался НЕ ЗАНИМАЯ соответствующих официальных постов в Системе - не получая партбилет - не одевая погоны - и даже не подписываясь ни под какими обязательствами и допусками (это был высший пилотаж - как знаток Системы я отдавал в этом отчёт). Правда - я отказывался при этом от многих привилегий и почёта - но мне хватало того, что я имел (всегда!).
Это всё - лишь введение - для понимания основной темы...
И вот - став партнёром Горбачёва и Ельцина одновременно - став идеологом и так называемым прорабом Перестройки (изменившей в конечном итоге и Союз - и СЭВ - и весь мир) - будучи уже ведущим евреем в СССР по своим возможностям (и официальным миллионером) - я взялся за еврейские дела. А именно - за создание первой в Союзе (за 50 лет!) еврейской школы - и она была открыта в 1989 году (под моим патронажем как председателя Попечительского совета). Одновременно мне предложили возглавить и ЛОЕК (орган еврейского движения в Латвии) - но я увидел, как много там борьбы за славу и деньги - и отошёл в сторону. А весной 90 года мой секретарь обратился ко мне с просьбой принять его одноклассника, приехавшего из Иерусалима - как посланника ортодоксальной ешивы. Я не хотел - ко мне попадали по записи только люди высшего эшелона. Но он сказал, что этот человек - сын бывшего начальника еврейского отдела КГБ Латвии - ставший диссидентом - русский (в прошлом) - ставший ортодоксальным евреем (вместе со своей семьёй). И я заинтересовался...
Ко мне пришёл крупный солидного вида мужчина - в строгой чёрной одежде и большой шляпе - и с большой бородой (я до него никогда не видел ортодоксальных евреев). Я бы никогда не назвал его русским. И он обратился ко мне с тремя просьбами - помочь в выполнении его миссии - отправить группу учеников еврейской школы в субсидированную поездку в Иерусалим (по приглашению ешивы Швут Ами) - помочь ему с учёбой базовых основ экономики и управления - и включить его в какой-нибудь из своих бизнесов. Строго говоря - всё это было большой наглостью. Что я ему и сказал. Но потом добавил, что если он сможет объяснить мне смысл своей жизни и произошедших метаморфоз - как русский сын врага евреев стал ортодоксальным евреем - а я - сионист и антисоветчик (не в тупом смысле этого слова!) - еврей по всем статьям - даже не знаю, что это такое - то я окажу ему помощь.
И он начал говорить... Должен сказать, что я никогда не слышал такие речи (многие молодые русскоязычные равы - сегодняшние - наверняка более знающие, чем он был тогда). Но действовал не только эффект новизны. Он говорил эмоционально - убеждённо - ярко. А главное - он говорил о Творце мира и еврейском Боге... Я всю жизнь чувствовал ответственность за исправление мира - и всю жизнь чувствовал поддержку (как бы изнутри). И именно эта ответственность привела к большей части моих заболеваний... И вдруг до меня дошло - что я не сам по себе - что есть совершенно определённый Творец и Хозяин Этого мира - и что Он же - Бог моего народа - и что это Он направлял меня!.. У меня как будто камень с сердца свалился... А мне рассказывали о чудесах нашей Истории - и о чудесах наших праведников. И тогда я ответил ему, что я тоже хочу стать полноценным ортодоксальным евреем - но я не знаю ничего - и не имею ничего необходимого для учёбы и соблюдения - и что у меня русская жена и 4 детей от неё. А делать абы как - я не умею - и не готов! И если он сможет решить эту проблему - я определённо ему помогу - но пока что помогу с отправкой группы.
И он пообещал всё организовать для меня. Вскоре он появился в моей квартире с большим мешком, в котором были навалены разные сидуры - талиты - тфиллин - машинописные статьи - какие-то книжки по традиции (всё достаточно старое). Он сказал, что собрал всё, что можно было собрать по Риге. И что для начала этого достаточно. Но в ближайшее время он познакомит меня со своим равом - который ведущий рав русскоязычных баалей тшува (я уже знал, что это такое) - и привезёт из Израиля необходимые новые книги на русском языке. И закрутилась новая жизнь...
Мне пришлось очень многое узнавать - и очень многое ломать в своих представления о мире - как и о том, что такое Хорошо!.. Хотя очень многое и совпало с тем, что было во мне. Не буду описывать многочисленные подробности моего становления как ортодоксального еврея (литовца) - а заодно и моей семьи (там нюансов на роман как минимум) - но отмечу лишь главное - связанное с моим Прозрением (о котором я ещё и словом не упомянул!).