Берешит. Лех Леха. 3 дня скорби
-
Ежедневное благословение Таль уМатар отражающее Творение и Исправление
- Таль уМатар.*
В цитируемой вставке ежедневного благословения содержится очень важная информация о Творении и Исправлении. Таль - роса. Матар - дождь (не будем сейчас говорить о тонких особенностях дождя и его различных именах). Какую суть отражают эти два понятия? Так как в реакциях друзей-читателей я не увидел достаточного понимания - то поясню подробно (хотя я затрагивал эту тему ранее в своих заметках).
Всё общение Творца и Творения заключается в трёх фазах (видах/ последовательности) света.
- Первая - инициирующая и поддерживающая Творение, зависящая лишь от Плана Творца, называется Таль - и она соответствует Летнему полугодию. Без неё Творение не смогло бы существовать и развиваться. Не случайно ВСЕ праздники Торы приходятся на Летнее полугодие (и несколько раздвигают его!).
- Вторая - это наша работа во имя Творца (она может быть сделана лишь теми, кто имеет Выбор, также Связь с Творцом через 3-й уровень души - то есть Ам Исраэль). Эта работа по преодолению дурного начала (во всех его внешних и внутренних проявлениях) выражается в виде поднимаемого к Небесам света каждую неделю (по субботам!).
- Третья - является ответной (!) реакцией Сверху на вторую. То есть, если нет второй - то нет и третьей. В отличии от первого вида света - который тоже идёт Сверху - этот свет не является запланированным (то есть он является Добавочным к Свету Творения - и эта особенность придаёт ему значимость!). И вот этот свет, идущий к нам Сверху в ответ на наши заслуги (!) и называется Матар (Дождь) - и ему соответствует Зимний период!.. Не случайно именно на этот период приходятся наши особые взлёты в истории - Ханука и Пурим!*
*Стоит добавить для полноты картины, что есть ещё и 4-й уровень (вид) Света Творца, который можно назвать Подарочным - он идёт после Завершения нами определённого уровня Подъёма/Исправления - и соответствует смыслам чисел 8 и 50.
Эта суббота - следовавшая непосредственно за первым днём произнесения Таль уМатар - была отмечена первым дождём в Араде. А Арад является символом Юга Святой земли (ещё точнее - её Южными воротами!) - и началом пустыни Негев (каАфиким баНегев** - и они-таки побежали!)...
*Гематрии этих слов-определений также добавляют понимание.
Таль = 39 - это символ работ по созданию Храма.
Матар = 249 - это 248 заповедей Делай (мицвот асе) + 1 (символ Творца) - подчёркивающий 2 момента=
1. Ничто невозможно без Его участия.
2. Это НАША работа (Творец лишь помогает, если мы предпринимаем нужные усилия).
Вместе Таль + Матар = 39 + 249 = 288 - и это символ тех 288 искр, которые мы должны исправить (очистить) за весь период Исправления (бирур РаПаХ ницоцот!).
** КаАфиким баНегев - как потоки вод в Негеве - во время даже первого лёгкого дождя в горной пустыне Негев капли сливаются в мелкие спускающиеся ручейки (так как всюду уклон и горная порода - вода не просачивается внутрь быстро) и в высохших руслах быстро превращаются в потоки. Что и произошло в прошедшую субботу!
- Лех Леха
В отличие от предыдущих глав Торы - Берешит и Ноах - эта глава охватывает очень короткий временной период - часть жизни Авраама (несколько десятков лет - а точнее 47 лет). Берешит - это практически невозможный для оценки период Творения + 1656 лет До Потопа. Ноах - от Потопа до Вавилонского столпотворения (340 лет). То есть в ретроспективе мы видим драматическое сокращение времени, описываемого в главе. Что даёт нам указание на возрастающую для нас значимость описываемых событий. Вглядимся же в них (конечно же - лишь частично).
2.1 Что такое Лех Леха - ставшее как заголовком Третьей главы Торы - так и началом Движения Авраама и его потомков?
В известных мне переводах на русский язык, это выражение заменяется на Иди или Уходи. Но для такого перевода нужно проигнорировать второе слово из этого выражения. А оно меняет смысл. Возможные переводы этого выражения или Иди К себе, или Иди Для себя, или Иди ВЕЧНО (как я уже отмечал не раз в прежних заметках, удвоение слова нередко означает Бесконечность действия).
То есть речь идёт о принципиальном указании первому Еврею (Аврам-а**Иври** ) - по сути первому гер-цедеку - двигаться вечно в сторону Творца как во внешнем (для себя), так и во внутреннем (К себе).*
*Именно поэтому - как указание на источник - все герим-цадиким называются детьми Авраама.
2.2 В какую сторону указано двигаться Авраму? Ведь с выбором правильного направления (из многих возможных!) связана и конечная реализация данного ему невероятного по содержанию (Аврам даже не мечтал о подобном - это было ЗА ПРЕДЕЛОМ его воображения!..) благословения!..
Чтобы ответить на этот вопрос нам надо уточнить и Время получения этого указания, и Место его получения, и уровень Души, к которой оно обращено!.. (это и есть Три основные характеристики-координаты каждой единицы Творения!!!)
Начнём с Последнего - ибо оно Главное.
- Уровень души нашего героя определяется его Именем. Именно ИМЯ души позволяет нам понять, что скрывается за оболочкой (тема Тоу ваВоу!..). Имя Аврам состоит из двух слов - Ав (Отец=Мудрость=Хохма) и Рам (Высокий). На языке внутренней части Торы - каббалы - это соответствует понятию Хохма Илаа (Высшая Мудрость), которая является НИЖНИМ уровнем приёма незатемнённого Света Творца (в мире Ацилут). Это тот уровень, с которого дальше (уже в сокращённом виде) спускается Тора (постепенно) в наш мир. То есть иначе говоря Творец обращается к тому из своих творений, кто должен начать путь распространения Торы в Этом мире.
- Этому времени соответствует совершенно определённая точка - 2000 год (по календарю Торы). Мы знаем, что весь период Исправления (называемый - 6000 лет) разделён на три части. Первое двухтысячелетие называется Тоу (в отличие от общепринятого переведу это как период Первичной Подготовки!..). Второе двухтысячелетие называется периодом Торы (уточню - я бы назвал его сейчас периодом получения - распространения и Сокращения Торы в святом народе, но с выбросом этого света в народы мира!..). А вот третье двухтысячелетие называется Емот аМашиах (Дни (ожидания) Машиаха!..). Так вот теперь мы можем понять, где находился Аврам.
- В 1996 году Аврам получил тот статус Иври (перешедший на другую сторону - Противостоящий!), когда единственный активно выступил против строительства Вавилонской башни. Это было в столице Междуречья - г. Ур (Халдейский - Касдим). Там же и обращается к нему Творец.
- Когда определены три основные характеристики - можно понять и всю ситуацию. Хотя Творец не называет конкретное конечное Место (да и время), но он даёт намёк в своём указании (конечно, не только по поводу направления движения ВНЕШНЕГО!..).
- мэАрцеха (из твоей Земли) - означает уход из Ура
- умиМоладтэха (с Родины твоей) - означает из Харана
- умиБейт Авиха (из дома Отца твоего) - означает от Тераха и Ко
Вот об этом и повествуют два окружающих указание и благословение Творца сообщения. В конце главы Ноах сообщается об уходе Тераха и всей его семьи из Ура (это и есть выход 2000 года). А с другой стороны сообщается о выходе Аврама (без отца) из Харана. Тут стоит добавить, что Движение Аврама от выхода из Ура и до окончательного выхода из Харана продолжалось 23 года (в этот период Аврам уже активно проповедовал нормы Торы! - и покупал души, то есть привлекал людей на свою сторону).
Теперь может стать понятным, как Аврам выбрал направление (на святом языке - Кивун/кавана) своего Движения. И он перемещался бОльшую часть времени между Хараном и морем (Средиземным), появляясь и на земле Кнаана.
2.3 Для дальнейшего рассмотрения событий надо понять С КЕМ вышел Аврам окончательно из отчего дома. Тора указывает - ...и взял Аврам Сарай ... и Лота...(не считая всех привлечённых/последовавших за ним). Почему именно этих двоих?
Для понимания нам надо обратиться к мидрашу на предыдущую главу. Он объясняет кто такие Сарай (Иска) и Лот. Это дети Арана - брата Аврама, который пошёл вслед за Аврамом в печь ... и сгорел в ней!..
*Особый момент - уровень значимости Арана * во всей нашей Истории. Мало того, что он был братом Аврама и пошёл после его победного выхода из печи ПО ЕГО ДОРОГЕ (то есть в ту же печь! - но полагаясь на чудо!..). Но (вспомним Кораха - который увидел среди своих потомков Шмуэля-анави) давайте вспомним, кто является его прямым потомком. Вот особый перечень первых - Сарай (Сара), Ицхак, Ривка, Яаков, Рахель, Леа, Билъа, Зилпа, Рут... Что скажете на этот перечень - с кем можно его сравнить ?..
Итак, после гибели Арана (за которую Аврам вполне мог считать ответственным себя!) остаются трое известных нам сирот - две дочери и сын. Нахор - второй брат Аврама - берёт одну из них себе в жёны, а остальных сирот берёт Аврам (девушку - в жёны, а юношу - в приёмные сыновья)... Всё - очень явно и не случайно! И потому именно с ними - с теми, за кого ОН отвечает, - выходит Аврам навсегда из отчего дома.
*Аран (הרן) - сын Тераха - является (в соответствии с приведённым списком, который можно продолжить) главным корнем всего Народа Израиля (Ам Исраэль) и Машиаха. Аврам-Авраам является единственным исключением. Можно сказать тогда, что их общий отец - Терах - является отцом всех (уже без исключения). Но Терах был идолопоклонником. Он ещё принадлежит к лидерам предыдущих поколений (10 послепотопных). А вот Аран своим самопожертвованием ОЧИЩАЕТ Корень - возможно, именно он закладывает в Народе основу самопожертвования (месирут нефеш) как начала нового подъёма, новой Тшувы (подъём-Возвращение к Творцу)!..
2.4 Далее события развиваются очень быстро - ибо всё описываемое далее (подробно) до войны 4-х царей с 5-ю царями происходит в течении очень короткого времени - точнее, это события 2023 года.
*Тора - не историческая хронология. И вот снова пример. Важнейший для нашей истории Брит бейн аБэтарим, описанный уже ПОСЛЕ ВОЙНЫ, с пророчеством о 400 лет порабощения потомков Авраама, приходится на 2018 год (ибо было это за 430 лет До выхода из Мицраима-Египта) - то есть за 5 лет до окончательного выхода из Харана (во время странствований по святой земле (ещё Эрец Кнаан).
Я не могу так же подробно рассмотреть здесь все моменты. остановлюсь лишь на одном, по которому был задан мною вопрос в предшествующем этой заметке посте.
*Отмечу ещё одно соображение. Всюду, где говорится о движении Аврама-Авраама в сторону Негева (Нэгба - что переводится На Юг), комментаторы поясняют - в сторону Йерушалаима. Но (не только поэтому - об этом в других заметках) Негев имеет конкретное отношение к Араду - как и движение Авраама в Египет - и не имеет к Йерушалаиму...
Далее - перед спуском в Мицраим (Мицраим - один из сыновей чернокожего Хама - соответственно и его жители!) Авраам замечает красоту своей (белой!) жены - и предлагает ей назваться его сестрой (что не является грубой ложью), дабы мне было хорошо... и душа моя жива была... Возникает вопрос - как мог праведник и мудрец Аврам, получивший невероятное ЛИЧНОЕ благословение, бояться Мицраима - и тем более - подставлять свою красавицу жену?
Были высказаны соображения, что Сарай была защищена от мицрим по закону кровной мести (как сестра) или по закону замужней женщины (если она агуна - то есть они с братом пришли на поиски её мужа). Но мы не столь хорошо знаем нюансы действовавших тогда законов, как знаем написанное прямо в тексте - её забирают во дворец в качестве наложницы Паръо-Фараона. И маловероятно, чтобы Аврам не знал нюансов этих законов (так, как этого не знаем мы). Тогда вопрос остаётся...
Рискну высказать своё объяснение. Авраам лишь ЯКОБЫ боялся за свою жизнь. Он не сомневался в защите Творцом как его самого, так и его сопровождающих. Но он уже понимал, что для выполнения своей миссии ему нужно соответствовать максимально статусу (чтобы утверждать - прославлять - распространять максимально Имя Творца). А для этого нужна была ситуация максимального проявления Руки Творца в глазах Паръо и Ко. И для этого нужно было СПРОВОЦИРОВАТЬ ситуацию ПОКУШЕНИЯ Паръо и его людей на Сарай, что (по примеру Потопа!) должно было вызвать особую РЕАКЦИЮ Творца. Что и было сделано - и что и было получено. Аврам и Сарай прославились - и вышли с большим богатством (включая Агар!.. - отдельная тема, связанная с Ишмаэлем).
2.5 В связи с большим объёмом заметки должен завершить её коротко вопросом об Ишмаэле. В конце нашей главы Всевышний сообщает Авраму, что будет у него сын от Сарай. Аврам радуется, но всё же добавляет - ...Лу Ишмаэль ихье лефанеха!.. То есть он предпочитает всё же Ишмаэля - почему?
На уровне материальном,земном представим себе разницу между Агар и Ишмаэлем - с одной стороны, и Сарой и Ицхаком - с другой.
Сара взята Авраамом в жёны исходя из чувства долга. Она долгое время (десятки лет!) не может родить. В отношениях с Авраамом ведёт себя независимо. И ей 90 лет.
Агар - египетская царевна. Она предпочла статусу царевны быть служанкой у Сары (после чуда в Египте) - то есть она праведница. Она ведёт себя как преданная и любящая наложница. Она родила Аврааму сына - как только стала его наложницей. И она молода.
Соответственно и их сыновья.
Ишмаэль - первенец Авраама (что имеет и сейчас значение, а в древнем мире имело часто решающее значение)! Он - по примеру матери - оказывает особое уважение отцу. Он является потенциальным наследником престола великой страны. Он безропотно (или даже с радостью) принял в 13 лет обрезание (вместе с Авраамом)! И Авраам уже очень привязан к своему первенцу и любит его!
Ицхак - будущий сын Сары - не имеет пока что в глазах Авраама ни одного из этих преимуществ...
И потому в ответ на сообщение о будущем чудесном рождении Ицхака (и обрезании его в несознательном 8-дневном возрасте) Авраам видит подарок Творца и благодарен Ему - Но ... Лу Ишмаэль ихье лефанеха... - то есть Лучше всё-таки, чтобы Ишмаэль был моим главным наследником (если Ты не против, конечно)!.. - Творец оставляет своё решение неизменным. Почему? Не буду оставлять на обдумывание - и отвечу сразу.
Именно отличия Ицхака от Ишмаэля и определяют выбор Творца.
Ицхак не рождён в естественных условиях - требуется Чудо для его появления на свет!
Ицхак не делает расчётов по поводу брит-милы - он проходит её в бессознательном 8-дневном возрасте.
Ицхак не является наследником чужой страны. Он должен сам построить свой статус (или принять его только от своего отца).
И это - указание на будущее для зарождающегося Народа. Нужно будет идти по Дороге к Творцу, преодолевая свою Природу! Нужно будет полагаться на Творца Без расчётов!! Нужно будет выстроить свою Страну без чужих примесей!!! И для этого нам необходим (был) Ицхак - а не Ишмаэль.
3. Напоминаю - именно сегодня 10 хешвана - первый из трёх дней скорби. Прошу ваших собственных соображений на эту тему (связывая с актуалиями наших дней). Кто не прочёл или подзабыл - прочитайте заметку, непосредственно предшествующую этой.