Речь Творца и речь Моше
-
Знаки книги Дварим
- 13 Намёков первого предложения.
- 1 день - вместо 11 (чудо Творца)
- Более 38 лет - вместо 11 дней (чудо Народа...)
- Открыл колодец (Моше) для Объёмной учёбы (Торы).
- Границы Великого Израиля (земли 10 народов)!
Введение.
Совсем не тривиальным является вопрос о Разнице между Речью Творца (записанной Моше под диктовку) - и это первые четыре (или Шесть) книг - и Речью Моше (под контролем Творца - но всё же собственной речью Моше, представляющую почти всю пятую - или Седьмую - книгу). Для того, чтобы понять на примерах Эффект от различий между содержанием этих Речей нужна специальная серия заметок. Эта заметка - лишь первая из них.
1. Уже в первом предложении книги (Дварим) содержится множество Знаков.
- Эле - указывает на начало Новой темы (книги/Речи)
- Дварим - указывает на принципиальный аспект Речи (по аналогии с Асерет аДиброт - Десятью Речениями)
- Моше - подчёркивает самостоятельное изложение (новый уровень - уровень Посредника) из нового источника
- всему Исраэлю - подчёркивает равную важность излагаемого для всех уровней в Народе (это не иерархия учёбы в Пустыне -когда Моше передавал слова Творца с более высокого уровня до более низкого постепенно)
- бэЭвер аЙарден - подчёркивает сразу два важных момента = 1. Йарден - означает Спускающийся - и это указывает на предстоящий (Запланированный!) спуск Народа / 2. Эвер - это суть определения всех евреев (Иврим) - стоящие по Другую сторону от обычного мира (и это отражает позицию конкретно Моше!)
- баМидбар - намёк на главное испытание Пустыни - отсутствие Воды
- баАрава - намёк на испытание в степях Моава (Бааль-Пеор)
- моль Суф - намёк на первые испытания Народа при выходе из Мицраима - когда армия Паръо настигла их у Бааль Цафона - и на последующее Раскрытие (организованный Творцом Прыжок/Переворот внутри моря!..)
- бейн Паран - намёк на ситуацию с 10-ю Разведчиками (и всеобщим Плачем!..)
- увейн Тофель вэЛаван - намёк на презрение (Тофель) Народа к Ману (Лаван) - и противопоставление (бейн Увейн) это предыдущему желанию остаться в Пустыне!..
- вэХацейрот - намёк на претензии Мирьям (и Аарона) к Моше (не понимание Иерархии близости к Творцу!..)
- вэДи-Заhав - и лишь на последнем месте находится намёк на Золотого тельца (указывая на Избыточное количество Золота...)
2. Второе предложение = Одиннадцать (ахад асар) дней от Хорева (г. Синай) через г. Сеир до Кадеш-Барнеа.
- Одиннадцать дней - нормального хода - сопоставляются с фактическим *исчисляемым по книге БеМидбар = 20.02.02 - вышли из Хорева - в Киврот-аТаава ели перепелов (30+ дней) - в Хацерот ждали Мирьям неделю (7+ дней) - в Ритме (Кадеш-Барнеа) устроили Выборы (туристов/разведчиков) - 40 дней осмотр Земли - 09.05.02 отчёт и Смерть (Тишъа бэАв). Итого считаем = всего дней между выходом из Хорева и наказанием 9 Ава 78/79 (зависит от полноты месяцев). Время стоянок - 37+, а время на Выборы и разведку - 40+. Получается, что указанные переходы заняли максимум Один день (а не Одиннадцать)!
3. И было - в сороковой год - в одиннадцатый (аштей асар) месяц - в первый день месяца говорил Моше бней Исраэль как всё, что повелел для них Ашем.
- Сороковой год указывает сравнение = вместо 11 дней нормального хода мы чудом дошли за 1 день до Кадеш, но вместо нескольких часов (которые потребовались разведчикам - иначе не уложились бы вернуться к 9 Ава!), которые оставались до входа в Землю (Эрец Кнаан - через Арад!..) - потратили уже 38.5 лет - и всё ещё не вошли (да и стояли теперь с Востока, а не с Юга!..)
- Здесь же можно усмотреть и намёк на наш период - Бият аМашиах (Приход Машиаха) - ибо Моше является символом Машиаха (он - собственно - Первый Машиах) и период Бият аМашиах исчисляется 40 годами...
- Обращу лишь внимание на разницу в названии одного и того же числа Одиннадцать во втором и третьем предложении = ахад асар / аштей асар...
- бней Исраэль - вновь подчёркивается Единство (без выделения уровней - ни глав - ни эрев рав!..) Народа, к которому обращена Эта речь!
- что повелел для них Ашем - прямо указывается на отсутствие Своих идей или Оценок со стороны Моше (хотя он и говорит СВОИМ языком)!..
- После того, как поразил Сихона - царя эмори - сидевшего в Хешбоне - и Ога - царя Башана - сидевшего в Аштарот - в Эдреи.
- Важный психологический момент - передавать последнюю часть Учения своим языком Моше должен был не только в конце своего пути (что тоже важно - Народ знал, что Моше уходит - уже назначен новый лидер - и потому слова Моше воспринимаются как Наказ!) - но и после полной Победы над Защитниками Семи народов Кнаана (на фоне которой становится понятной Гарантия победы и над всеми остальными - под рукой Творца!)
- есть немало возможностей спекулятивных - то есть не однозначных! - версий всех приведённых - выделенных - в этом предложении имён..
5. На берегу Йардена - на земле Моав - начал Моше разъяснять (беер) это Учение (Тору) леЭмор -
- к прежнему определению добавляется новое - на земле Моава (хотя земля эта уже НЕ была землёй Моава до начала войны!) - тем самым нам напоминают, что эта земля исходно принадлежит к землям Трёх народов (которыми нам положено овладеть в конечном итоге!) - и что по Плану Творца она была отвоёвана великанами (ибо иначе мы не смогли бы её отвоевать - ибо был Запрет!..)
- беер - в большинстве случаев это слово означает Колодец (живой воды) - что подчёркивает смысл Речи Моше (Раши же комментирует = начал перевод на 70 языков...)
- леЭмор - специально этот глагол Речи написал в ивритском произношении - ибо произошла смена глаголов (вместо Дибер - лэДабер) - что указывает теперь на связь с Асара МаАмарот (10 речений, которыми был создан Мир)
- Ашем Элокейну дибер элейну бэХорев лэЭмор - Довольно вам сидеть у горы этой!
- Использование двух Имён указывает на сочетание Двух уровней - Творца (всех миров) и Создателя (Этого мира)
- использование двух глаголов речи указывает также на два уровня
- именно сейчас мы узнаём, что Народ не хотел уходить от г. Синай - и лишь по приказу двинулся дальше (в БеМидбар, 10.11 указывается лишь дата начала движения от горы)
7. Идите к горе эмори - и ко всем соседям его на горе и в низине - на юге и побережье морском (западе) - на земли кнаани - ... до потока великого - потока Прат!
- Эмори и его соседи - это кени, книзи и кадмони - Три народа, земли которых нам ещё предстоит захватить!.. То есть здесь Моше раскрывает нам, что указание об овладении землями всех Десяти народов (обещание Аврааму!) было дано уже при горе Хорев (что не ясно из Речи Творца!)
- До потока великого - потока Прат - чтобы не возникло сомнений о чём идёт речь (ибо Прат - это Евфрат - до которого необходимо занять/вернуть всю землю Иордании и часть Ирака - если ориентироваться в сегодняшних реалиях!)
8. Смотри - Я дал перед вами землю - идите и владейте Землёй, которую поклялся отдать праотцам вашим - Аврааму, Ицхаку и Йакову...
- Смотри - появилась возможность уже прямо указать на Землю Обетованную!
- Дал перед вами - нет сомнений, что вы можете ею овладеть (ибо творец отдал её нам!)
- Которую поклялся - подчёркивается верность Творца своим обещаниям!