Часть 1
-
1. Три оси координат - три линии Творения - три состояния.
*Этот пункт является необходимой вводной частью к заметке - и потому излагается не в первый раз - и лишь пунктирно.
- До возникновения Творения как такового Он был Один - и символом этого состояния является Единица (1) или имя, с которого начинается Его Речение - Анохи (אנכי) - или первая буква этого Имени (א)!
- С начала Творения возникает бесконечное количество Разделений (пар противоположных свойств) - и символом этого состояния является Двойка (2) - или буква, с которой начинается Тора (ב)!
- Итогом этого процесса становится возникновение достойного Партнёра (познавшего глубоко и широко понятия Добра и Зла - именно в их противо- и сопоставлении!) - и возникает процесс бесконечного Творчества Пары (Сложное Единство!) - этому состоянию соответствует Тройка (3) или соответствующего значения буква (ג), с которой начинается слово Свобода (גאולה)!
Аналогично этой троице - появляется другая, являющаяся основой всего процесса Творения (Сверху вниз) и Исправления (Снизу вверх). А именно =
- Правая линия - соответствующая неограниченному свету - Любовь (Хесед)
- Левая линия - соответствующая строго-ограниченному свету - Суд (Гвура)
- Средняя линия - соответствующая Гармоничному сочетанию первых двух - Красота (Тиферет)
Каждая составляющая Творения-Исправления характеризуется также троицей характеристик, которые её и определяют - как характеристики в трёх осях координат =
- Место (в Мире - представляющем Сокрытие света - עולם)
- Время (которое циклично - и единицей этой характеристики является год - שנה, и изменчиво - и единицами этого проявления является месяц - חודש)
- Уровень света (который иерархичен и называется по нижнему уровню - נפש)
*Таким образом, когда мы хотим понять и описать какое-либо состояние единицы Творения (в том числе - и прежде всего - человека), нам НЕОБХОДИМО определиться со ВСЕМИ ЗНАЧАЩИМИ нюансами этих трёх характеристик. И пока это не осуществлено - не может быть никакой полноценной Оценки - Вывода - Суда! - это очень важно понимать при оценке любых событий - людей - при вынесении судебных решений или выдаче алахических рекомендаций!..
Для реализации задуманного Творцом процесса (Плана, гарантирующего достижение цели - Сложного Единства в Партнёрстве!) изначально избираются три Особые элемента по каждой из этих характеристик. Эти элементы необходимо для инициации процессов и поддержки их в критических ситуациях. Все они Выделены (Святы) - то есть имеют относительную приближенность к Творцу. Вот эти элементы =
- Святая (Избранная) Земля - Эрец Исраэль
- Святая (Избранная) система Времени - Календарь Торы
- Святой (Избранный) Народ - Ам Исраэль
*Все избранные элементы задуманы ИЗНАЧАЛЬНО - но реализуются в Этом мире в последнюю очередь!..
2.Календарь Торы.
*Во многих моих заметках уже писалось подробно о разных аспектах тем Эрец Исраэль и Ам Исраэль, а вот о Календаре Торы – лишь вскользь. Теперь пришло время для подробностей.
Календарь Торы определяется Творцом в нескольких неслучайных местах.
- Первая заповедь, которая даётся Ам Исраэль перед его Выходом (из чрева суррогатной матери Мицраима-Египта) = Месяц сей для вас - начало месяцев, первый он у вас для месяцев года. (Бо, 12.2). И следом за ней идёт следующая заповедь (которая без первой не реализуется!) = В Десятый день этого месяца ... - и далее подробно о жертве Песах.
- Когда Народ уже вышел и построил первый Храм (Мишкан - олицетворяющий высшую святость Места - пока НЕПОСТОЯННОГО!), наступает время точного определения Календаря = И было - в первый месяц второго года - в первый день месяца был установлен Мишкан. (Пекудей, 40.17) Дата - 01.01.02 - в принятой сегодня форме.
- Далее происходит принципиальное уточнение = Сегодня выходите вы - в месяце Авиве (переводится как месяц Весны или Колосьев). (Бо, 13.4) - этот месяц получил позже - в Вавилоне - имя Нисан. Таким образом закладывается как жёсткая - так и гибкая составляющая календаря. Основой календаря является естественный Месяц - длительность цикла Луны (и начало каждого месяца - Рош Ходеш - было возможно рассчитать ещё со времени получения заповеди!). Но требование Авив (в частности - оно выражается в наличии созревшего ячменя) приводило к необходимости Привязки этого календаря к Солнечному циклу, к которому привязаны сезоны года.
В итоге мы получили от Творца ясное указание о ведении лунно-солнечного календаря - с указанием конкретного дня отсчёта и Года (это был год Исхода - Геулы), и месяца - каждое новомесячие. При этом появилась необходимость в наличии периодически вставляемого 13-го месяца (из-за разницы длительности года солнечного и 12 лунных месяцев = 365.25 - 29.5*12 = 11.25).
*Тора вовсе не требует свидетелей, для определения Рош Ходеша - эти дни рассчитывались - и сегодня в сидурах мы можем видеть соответствующие таблицы. Как и не было никаких оснований в Торе для установления Шести видов лет по длительности - достаточно было 2-х!..
*Для примера, если бы **13-**й месяц в 30 дней назначался каждый 3-й, 5-й и 8-й годы восьмилетнего цикла, то в итоге эти три дополнительных месяца давали бы нам 90 дней, которые набегали бы за эти же 8 лет (11.25*8 = 90). Впрочем, это не мешает - при необходимости - делать проверки время от времени. Но они требуются весьма редко - и должны были бы производится специалистами (а не неопределёнными свидетелями).
- Особые даты Календаря.
Теперь осталось определить какие же конкретные точки (Моадим) Календаря выделяет Творец для нашего соблюдения (в приказном порядке!).
- Каждый Седьмой день - Шабат (Отстранение) - святой.
- 14.01 (14 Нисана) - бен аАрбаим - Песах (Прыжок).
- 15-21.01 (7 дней) - хаг аМацот (Пресный хлеб). 1-й и 7-й дни - святые.
- По созревании Омера (ячменя) - в нисане = На выходе из субботы вознесите Омер - и Семь полноценных* Суббот отсчитайте. До (включительно) выхода из Седьмого Шабата отсчитайте 50 дней! -
- 50-й день - Шавуот (Недели) - святой.
- 01.07 - Зихрон Труа (Память о Трублении - Судный день) - святой.
- 10.07 - Йом Кипурим (день Искупления) - день суточного поста - святой.
- 15-21.07 (7 дней) - Суккот (Шалаши). 1-й день - святой.
- 22.07 - Шмини-Ацерет (Восьмой -праздничное Собрание) - святой.
Все даты взяты в соответствии с текстом Торы (Хумаш Ваикра, Эмор, 23). Перевод на русский по тексту (а не комментариям).
Кроме того, в качестве особых дней указываются и Главы месяцев = И в главах месяцев ваших (увэРошей Ходшейхем) приносите ... (Хумаш БэМидбар, Пинхас, 28.11)
Итого Тора называет нам следующее количество особых дней =
- Субботы = 50/51 - в обычный год и 54/55 - в високосный.
- Праздники и полупраздники - 19. Из них праздники - 8.
- Особые - 12/13 рош-ходеш + 50 Сфират аОмер.
*Указанные особые дни частично пересекаются (налагаясь друг на друга - но не отменяя один другой!).