Пятый Галут!
-
Период нашей Истории, начавшейся в точности со времени создания современного государства Израиль - с 1948 года по григорианскому календарю (или 5708 - по принятому календарю в Системе прушим-рабаним).
Введение.
Хотел я в начале рассмотреть все темы, что вокруг Пятого галута , чтобы чётче вырисовалась основная картина, но понял, что темы эти будут всё всплывать и всплывать - и что надо описать то, что получится, а потом продолжить уточнения - детализацию - коррекции ... - с вашей помощью - и помощью Папы, конечно ))) Итак - Суперкоротко напомню то , что писал уже раньше.
1. Начало. И Творение...
- Всё началось с необходимости для Совершенного добра (которого в высшем Его раскрытии-Сокращении мы называем аШем = Имя) иметь достойного Партнёра (или Партнёршу - на самом деле и то - и другое). Далее духовная первоформа (мыслеформа) этого партнёра
- Кнессет (нешамот) Исраэль - делает выбор в пользу пути падений и подъёмов - как ведущему к принципиально более совершенному результату (вместо пути праведника).
- Под этот выбор создаётся Тора - и начинается создание предварительных условий. Через три главных матери в итоге создаётся система миров по формуле 7 + 1 (если смотреть Сверху - 7 главных духовных миров - от Олам Эйн Соф - через Адам Кадмон - Тоу - Ацилут ( высшие три - сотворённые первой матерью с помощью только сфирот ) - далее Брия - Йецира - Асия (низшие три - сотворённые второй матерью с использованием уже и букв ) + 1 материальный мир (Олам аЗе - сотворённый уже третьей матерью) /// а если смотреть Снизу - 7 главных миров сокращения света - начиная с Этого мира - потом 3 низших - далее 3 высших (но тоже сокращённых) + 1 мир полного раскрытия - Мир Бесконечности - где и находится Его благословенная сущность). И так надо рассматривать отныне ВСЁ - взгляд Снизу - и взгляд Сверху!.. Любое явление ...
*Вот например - разбиение сосудов - Швират аКелим (это середина высших миров - не случайно). С одной стороны - вроде бы катастрофа - а с другой - именно благодаря ей ВПЕРВЫЕ в Творении появляется представление о падении ради подъёма - на основании слишком сильного чувства !!!...
2. Продолжение Творения - в истории человечества.
- А потом эта история повторяется с первой парой - Адамом и Хавой - и снова падение (а точнее - СМЕРТЬ - равной которой не было и не будет! - Как так? - А вы представьте - они оба были невинны - совершенны и бессмертны (!!!) - и они жертвуют своей бессмертностью - изгнанные из Ган Эдена ...
- Затем идёт умножение человечества - 10 поколений До Потопа. Человечество опускается... Критикующие их великие ангелы (приближённые к Творцу!) совершают показательный эксперимент (чтобы доказать недостойность людей!) - и падают МАКСИМАЛЬНО - влияя и на всё живое - вследствие чего приходит Потоп - когда от всего человечества остаётся лишь одна семья -более 99% уничтожаются ! Но остаётся всё же Ноах и Ко ...
- Потом снова умножение - ещё большего порядка ... Снова 10 поколений - до Авраама. Снова падения - вплоть до строительства Вавилонского столпа - и РАЗДЕЛЕНИЯ. И затем наступает период первых праведных героев - ПраОтцов (Авраам - Ицхак - Яаков - Йосеф) - и взращивание ЗАРОДЫША особого народа в чреве Египта...
- И так Творение доходит до материализации той первой мыслеформы в виде Ам Исраэль - и даровании ему Торы и Земли ( святому народу - святую Книгу и святую Землю ).
3. История Народа.
- От Авраама и до создания Второго храма святой Народ живёт под руководством пророков. Далее - до его разрушения - благодаря связи через Храм и первосвященника. На том и заканчиваются 1880 лет жизни Народа через непосредственную связь с Творцом.
- А далее - следующие 1880 лет - Народ живёт всё время в галуте (уже четвёртом - без прямой связи с Творцом - рассеянный среди народов мира - под руководством перушим (или рабаним). В этот период необходимо было поддерживать связь с Творцом опосредовано - через учёбу и веру - молясь - падая и исправляясь. Нам не требовалась ТАКАЯ вера - пока были пророки или действовал Храм. Нам не требовалась ТАКАЯ учёба ... И молитвы тоже были другими ... Надо было подняться на новый уровень - и верности (!), и понимания (!), и исполнения (!).
4. Четвёртый галут - галут Эдом.
Особенностями 4-го галута были =
- 1. отсутствие прямой связи (явной - через пророков и Храм ) с Творцом
- 2. отсутствие прямой - территориально-государственной - связи евреев друг с другом - которая раньше была даже в галутах
- 3. отсутствие временнЫх границ этого галута
- Эти три особенности принципиальны - ибо отражают три основные характеристики Этого мира - Душу(1) - Место (2) и Время (3).
Как следствие этого - возникла с одной стороны возможность распределения Народа среди народов мира - с целью влияния на них - а также обогащения ( духовно-интеллектуального ) за счёт нахождения - очищения и взращивания в себе новых искр ( мира Тоу - приходящих в этот мир именно через народы мира - но в клипе - сокрытии ) - и возвращения этих искр уже в ином состоянии - как новый свет - народам мира (Первый вариант) - а с другой стороны (вспомним арамейский ...) - возможность погружения и растворения Народа среди народов мира ( Второй вариант). И задачу правильного выбора надо было решать с помощью новых лидеров - рабаним. Нужно было создать эффективную систему учёбы - молитв - исполнения - связи между общинами - правильной линии сотрудничества с различными народами ... Эта система должна была служить Первому варианту . От эффективности этой системы очень сильно зависело состояние Народа - и его выживаемость ( не абсолютная - которая гарантирована Творцом - а относительная - определяющаяся нашим выбором )...
5. Главный ВЫБОР Римского галута.
И вот тут-то происходит интересный выбор - или подмена . Вместо того, чтобы определить лимудей кодеш как гибкую систему анализа сквозь призму Торы ВСЕГО что происходит и будет происходить в мире - с ориентацией на Творца - как источник суперэффективности - берётся курс на добровольное ограничение учёбы лишь сохранённым собственным знанием - с ориентацией на Народ ( то бишь - его уровень слабости во всём ). И на разделение ... ( прежде всего на талмидей-хахамим и ам-аарец - в пользу талмидей-хахамим // далее - на Синай и на Окер Арим - в пользу Синай // на ранних и поздних - ... ). О чём собственно речь ? - А речь о построенииСИСТЕМЫ СНИЖЕНИЯ уровня Народа ( похоже на системы управления после каждой на гОре любого народа победившей революции ...). При этом установка на массовую учёбу устной Торы дала свои плоды в плане повышения уровня массового интеллектуального развития - у тех, кто выдержал ту жёсткую систему ( а остальные - опускались и ... исчезали!.. За несколько столетий после разрушения Второго храма численность евреев сократилась во много раз!).
А почему был совершён именно такой выбор ? Мне кажется что повлияли предшествующие разрушению Храма события. А именно =
- 1. Борьба с цдуким - в которой позиция цдуким была более жёсткой (и сила была на их же стороне - вплоть до разрушения Храма!) - привела к тому, что образ перушим был связан с позицией послабления (потому и внутри перушим победу одерживает - по большинству - школа Илеля).
- 2. В период предшествующий разрушению прогремело имя Филона Александрийского - который попытался соединить греческую философию с Торой - что было сделано весьма эклектично и успеха в еврейской среде не имело, но обратный эффект дало (к тому же есть версия что племянник Филона и был тем воином Тита, что разрушил Храм!..). Через 12 столетий после Филона другой гигант мысли более удачно повторил попытку соединения - и это был РАМБАМ (к которому тоже было немало претензий в своё время).
- 3. Некий страх по поводу возможных ошибок - за которые придётся заплатить большую цену мог сдерживать последующие поколения мудрецов после того как кроваво закончилась поднятая перушим борьба с цдуким - после отказа от сохранения Храма раби Йохананом - после ошибочного объявления Бар-Кохбы Машиахом со стороны лидера следующего поколения (раби Акивой).
- 4. А ещё - отсутсвие у нового духовного (и не только) руководства Народа (рабаним) опыта эффективного управления и организации (или реорганизации ) жизни народа .
6. Продолжение 4-го галута. Последствия ВЫБОРА...
Потом пришло время победоносного шествия христианства,а затем и ислама по миру - с эффектом объединения культур (в чём-то похожем на действия Александра Македонского) - с урбанизацией (резким увеличением масштабов городского населения - где требовались люди с головой) - и пришла пора еврейско-христианского и еврейско-мусульманского симбиоза. А на месте Рима всё зачахло ... В Восточной же части - Византии - из-за распространившегося там государственного антисемитизма - начиная с Никейского собора уже - еврейство себя не смогло проявить. Впрочем - при нашем укрупнении рассмотрения этих периодов это не столь важно. Важно другое - что превалирующей позицией коллективного руководства народа - рабаним - стала позиция перестраховки - ограничений - гетто ... И особенно губительно это сказалось в тот момент, когда началась эпоха Просвещения. Почему? Да потому, что лишь начиная с этой эпохи знания устной Торы перестали давать преимущества евреям перед развитыми народами того мира. Пришла пора НАСТОЯТЕЛЬНОЙ потребности в изменении позиции - чтобы начать бирур ницоцот (см. раньше). Но в реальности - позиция рабаним лишь ужесточилась (я описывал это на примере великих духовных лидеров 18 века - Рамхаля - Гаона - Бешта и Алтер ребе). В итоге - гетто / реформисты / ассимиляция!.. И уничтожение Народа - отнюдь не только в Шоа (см. раньше ).
* Кстати - интересна известная позиция одного из духовных лидеров второй половины 20 века - Любавического ребе - который заявлял, что нет объяснений Катастрофы, но что одно можно сказать - что в этом нет вины евреев (даже менее крупный лидер - сын рава Авраама Кука - рав Цви Йеуда Кук привёл более основательный ответ по этому вопросу). Появление такого ответа из уст настоящего мудреца можно объяснить лишь особенностью момента - когда он был дан ( например - когда рана была слишком свежа для анализа ) - но не более . И ведь до сих пор ни один из крупных раввинов не признал ответственность духовного руководства за множество Катастроф периода их правления !..
Особым эффектом этой позиции еврейского раба (см. ранее написанное ), которую заняло большинство духовного руководства, явилось распространение неисправленных искр идей Аскалы о СВОБОДЕ - РАВЕНСТВЕ - БРАТСТВЕ . Именно неправильное распространение этих идей среди народов мира перевернуло весь мир ( включая и большинство еврейского Народа ) !... Но это тема слишком большая - чтобы рассматривать её сейчас ...
Настало время перейти к тому, что произошло по истечении 1880 лет правления перушим-рабаним. Наступил 1948 (или 5708) год. И начался последний галут - Пятый - не предсказанный отдельно Яакову.
P.S. Возникает вопрос - а может быть это не отдельный галут - а продолжение Четвертого ? Или - может быть это вовсе и не галут - а Освобождение - ведь мы получили обратно власть на своей земле - и даже Храмовую гору нам отдали ?... Продолжение следует - так как уже слишком поздно - да и объём заметки требует её разделения .
P.P.S. Рассматривайте эту заметку внутри серии Без Шор - а также учитывайте её продолжение. Я не стал менять существенно содержание заметки, но сошлюсь на более позднюю и полную серию о Нашей Истории - под заголовком 10 Тевета