От сотворения земли до Каина
-
Берешит 1:1-16; 26-29 и Берешит 4:3-7; 4:13; 4:9-25; 6:3-8
- Тема Инициативы (Творения) и Игры (с Творцом)!..
- Под иным углом (не путать с ошибками!) - Многомерность!..
- Принцип Своевременности познания!
- МАТАР - смысл.
- бэТох - смысл и Следствия.
- АРУМ (ערום) - приглашение к творчеству.
- Айека - вечный Призыв Творца!..
- Даат - различение уровней Интеллектуального развития.
- Кана как Следствие!..
- Дорога Тшувы.
- АШомер ахи анохи? - как первое проявление позиции Независимости.
- Что хорошо Пастуху - то плохо Земледельцу!
- Гадоль авони миНэсо - формула Первой Тшувы!
- Город - как следствие Тшувы!
- Наама - не только Шет!..
- Всё по Плану (Творца)!..
Введение
18. Вернусь к п.10 из тем Берешит. К теме своеволия Земли.
Земля создаёт несъедобные деревья, дающие плоды - вместо съедобных. И её инициатива - Одобрена Сверху - Ки Тов (ибо можно понять, что Земля заботилась о Сохранении этих деревьев)!..
А затем Адам (созданный из Адама - Земли!) - следуя этому (!) примеру - прибавляет ограничение для Хавы - ...Не прикасайся - а то умрёшь! (ибо и он заботился о Сохранении Хавы! - п.35)... и этим тут же пользуется Нахаш (Змей).
Убедив Хаву, что прикосновение к Древу Познания не привело ни к чему - Змей убеждает её и плод съесть (уже не страшно!..).
Теперь уже Хава - почувствовавшая изменения и понявшая, что она нарушила реальный запрет и подлежит смерти - должна была остаться в Паре (!) - либо с Нахашем - либо с Адамом. И она во время соития (С Нею - п.37) - уже понимая что к чему - в отличии от Адама! - предлагает ему плод (тем самым и делая Выбор - и подтверждая высказывание Мужа - ...Впредь будешь называться Иша, ибо от Иш взята...)!..
*Здесь мы выходим на одну из базовых тем Торы - а соответственно и наших отношений с Творцом. На тему ИГРЫ !.. Её между прочими темами обсуждать нельзя.
19. В 19-м же пункте списка тем (Эле толдот...) вводится использование ещё одного приёма в Творении-Исправлении - приём Многомерности. То есть одни и те же идеи - события - объекты показываются с разных сторон (под разными углами зрения - в различных цветах спектра и так далее). Этот приём позволяет (и требует от Нас) анализировать описываемое и - как результат - больше и глубже понимать и чувствовать, чтобы становиться всё более Многомерным Партнёром (уподобляясь в этом нашему Творцу!).
20. В 20-м пункте тем (я не стараюсь совместить эти номера!) утверждается, что никакой зелени ещё не было - хотя ранее уже было написано, что Земля произвела её - и более того - была дана оценка Свыше - ...Ки Тов!.. И снова нам демонстрируют важные принципы Творения-Исправления. А именно =
Не всё уже сотворённое или созданное нам Видно (показывается!) - а лишь то, что в соответствии с Местом - Временем и Уровнем нашего состояния Нужно показать!
Для появления многих результатов требуется Действие Человека (хотя в скрытом виде этот Результат уже приготовлен!).
Зелень - как символ Еды (и Жизни всего живого - особенно До потопа!) - появляется после Дождя, который приходит как Результат действий (поведения) Человека.
*Дождь - МАТАР - имеет в святом языке гематрию = 249 - что соответствует принятому количеству положительных заповедей (мицвот Асе) + 1 (аШем), что косвенно указывает на наши Праведные дела (в соответствии с с волей Творца!).
*Я отдаю дань принятой норме - о фиксированном числе заповедей (влияющей очень серьёзно не только на собственно Алаху - но и на многие представления каббалы и хасидута), хотя уже объяснил принципиальную неверность этого положения...
21. Отмечу тему, соединяющую п. 23 и п. 35 - о месте Древа Жизни (Эц аХаим) и Древа Познания (Эц аДаат). В Торе о месте как того, так и другого говорится бэТох - что переведено у меня в п.23 - в Середине, а в п.35 - в Центре - и не случайно. Ибо оба они были в Середине - и оба были в Центре Сада. Только названное первым - Эц аХаим было как бы срединнее (или центрее) - то есть оно было ВНУТРИ Эц аДаат. Поэтому-то и не могло быть запрета на плоды Древа Жизни- ибо оно было спрятано (опять же - согласно принципу только что прописанному - До поры до времени! - говоря языком того Творения - на 3 часа Шестого Дня).
22. Вместо своей версии объяснения предлагаю в данном пункте ответить на вопрос - что означает использование одного и того же слова - АРУМ (ערום) - для определения как Адама и Хавы - так и Нахаша. Но переводятся эти определения по-разному =
Адам и Хава названы НАГИМИ
а Нахаш - ХИТРЫМ
23. В п.39 тем приводится лишь одно слово - ...Айека... Но значение его велико - это первый (из бесчисленного количества в нашей истории!) раз, когда аШем предлагает нам в завуалированной форме сделать Тшуву - очиститься от того, что отдаляет - скрывает - нас от Него! - последующие 2 пункта показывают реакцию как Адама - так и Хавы - ну а дальше - справедливый Суд (предтеча Рош-аШана!*).
*Как я уже писал в серии заметок о Календаре Торы - не случайно в Торе отсутствует понятие Рош-аШана и его статус как Йом-тов (праздник Торы) - и не может быть Рош-аШана в Седьмом месяце!
24. В п.44 используется важный для нашего понимания глагол - Яда - Познал. Он связан и с понятием Даат - важнейшим во всякой Учёбе и Исправлении! Ибо этот третий уровень Учёбы (после Хохма и Бина) означает такое Принятие нового в Себя, что последствием этого принятия становится либо Перерождение - либо Рождение!
*Очень многие - в том числе и учёные мужи - в том числе и сидящие над священными книгами почти безвылазно - спрашивают по этому поводу (если обращают внимание на данный нюанс и решаются спросить!) = а если я отсидел какое-то время (час - пять - десять в день) и не произошло во мне ничего - то я не Познал Ничего? (а ведь эти часы ещё и умножаются на дни и десятилетия!..) - Увы, ответ однозначен!..
25. В том же пункте далее написано - ... КАНИТИ иш эт-аШем... (Приобрёл человека с Творцом) - о чём речь? Именно отсюда мы и узнаём, что существует такой процесс производства чего-либо (или кого-либо - как в данном случае), обозначаемый глаголом Кана, который является Следствием предыдущих действий (см. упоминание в связи с глаголом Бара - разбор п.2). А также мы узнаём и второй хидуш - что человек имеет Трёх родителей - не только папу с мамой, но и Творца! (так как слово ЭТ означает в данном случае ВМЕСТЕ).
26. п.46 - это фактически формулировка Дороги Тшувы. И одновременно - заповедь Тшувы для всего Человечества!.. (спрашивается - почему её нет в списке 7 мицвот Бней-Ноах - как и указанных мною заповедей, начинающихся с Пру...)
27. АШомер ахи анохи? - п.47 - это творческий вариант ответа главного представителя Второго поколения (Первенца!) на предложение Тшувы (поступило также, как и с его родителями непосредственно от Творца - как мы уже знаем - СОродителя). В нём главным является первая буква - ה - ибо она придаёт ответу форму иронического вопроса (это впервые с момента Творения проявляется такая форма Независимости какого-то элемента творения от Творца!..).
28. В п.48 отмечу слова -... Шатким и Кочевым будешь на ней... Ведь Каин был определён Хозяином Земли (а Эвель - Хозяином Движимого имущества - скота на тот момент). Когда Каин убивает Эвеля - он приобретает (в дополнение к прежним!) новые характеристики - от убитого (это сродни законам о восстановлении Имени в Семье - когда брат бездетного и ушедшего из этого мира берёт себе в жёны вдову - именно для Восстановления Имени брата!). Но то, что хорошо Пастуху - который должен двигаться вместе со стадами - то плохо Земледельцу!..
*Здесь можно заметить и намёк на лекарство - ибо особенность роли Пастуха связана с более глубоким посвящением себя Торе, как это далее в истории нашей представлено в лице первых трёх праотцов - а также Моше и Давида...
29. В п. 49 - ... Гадоль авони миНэсо ... - дана Первая во всей Торе формула Тшувы (а вовсе не повторение иронического вопроса - как это толкуют мудрецы - вопреки отсутствию в ответе Каина той самой начальной буквы ה)!..
30. Как следствие Тшувы Каина (именно - Действенной - а не формальной!) - отмеченное в п.50 и п.51. Ибо строительство Первого Города - это начало Творческой деятельности (в подобии Творцу) - так как именно в Городе происходит основное Развитие! (благодаря целому ряду особенностей - отдельная тема)
31. В п.52 выделено лишь одно имя - Наама - чтобы указать нам, что После Потопа человечество продолжило отнюдь не только линию праведника ШеТа, но и линию первого бааль-тшува Каина, ибо Наама - его потомок - явилась матерью сыновей Ноаха.
32. И закончу я эту заметку п.53 - словами слепого Лемеха, произнесёнными им после убийства как Каина (мужа), так и Туваль-Каина (дитя) - провозглашающего, что не он - ничтожный Лемех (хоть и глава Поколения!) убил их (с прозрачным намёком для всякого истинно слушающего, что всё это произошло по Плану Творца!) - и это тоже важнейший Принцип для нашей ориентации Всегда и Везде!..