Праотцы в свете Прушим раббаним
-
Интересантский уклон прушим-рабаним при обсуждении Торы.
Введение.
Эта заметка должна стать примером демонстрации отказа от интересантства Системы прушим-рабаним при изложении/комментарии Торы (Пяти-/Семикнижия) – на материалах последних изучаемых нами в рамках традиции глав – тема праотцов.
- В чём корень интересантства прушим-рабаним.
Давайте попробуем определиться – в чём вообще может состоять интересантский уклон прушим-рабаним при обсуждении Торы.
Прушим были выходцами из народа – и это существенно (и даже во многих случаях – принципиально).
Это аристократов приучают с детства к ответственности – к порядку (в том числе – мышления) – к умению править. И у них (всё сказанное – как правило!) не возникает комплексов неполноценности относительно своих корней – положения в обществе – богатства и влияния.
А вот у выдающихся представителей из народа всё бывает как раз наоборот – они ощущают немалые собственные способности, а потому и резкий разрыв между ними и имеющимся статусом. А вот чувство ответственности – за строгую логику Слова и Действий (с учётом дальних последствий) – у них не возникает автоматически и не воспитывается средой.
Поэтому у них гораздо сильнее проявляется интересантство – как способ реализации собственных претензий. И прежде всего им важно – если есть такая – даже иллюзорная – возможность – показать важность как собственную – так и своих корней.
Кроме того – аристократия является хранительницей традиций управления. В случае избранного Народа – это ещё более выпукло. Хранение Торы – обучение Торе – разъяснение закона и верховный Суд – всё это Творец поручает представителям одного колена – Леви – а в нём прежде всего – коаним – а среди них – коэн гадолю (Первосвященнику). И вовсе не пророкам – не мудрецам из народа – даже не старейшинам (которые отвечают - каждый в своём колене - за поддержание порядка, устанавливаемого в Храме – более или менее согласно Торе).
*В заметке Тора и её альтернативы – из Дайджеста О Главном – были перечислены 13 преимуществ Торы (с моей – конечно – точки зрения) перед другими основополагающими источниками разных традиций. И первое среди них – отсутствие исключительно положительного изображения главных героев (даже самых положительных). Тора показывает Истину без прикрас (ибо с прикрасами – это уже не Истина!..).
А вот у других народов – да и вообще – у народов (в смысле – народных масс) есть такая однозначная тенденция – и это принципиально!
Тоже самое сработало и в случае с нашими прушим-рабаним (причём основы были заложены именно в стадии прушим – первые рабаним – когда власти либо не было – либо она только устанавливалась!). Занимаясь созданием собственного статуса в глазах народа, они естественным образом решали вопрос прежде всего через интерпретацию Торы (и истории).
- Интересантство в вопросе интерпретации праотцов.
Тора определяет статус тех или иных людей в Избранном народе либо по их происхождению – либо по их исключительным поступкам. В основном речь идёт о преимуществах коэн гадоля – коаним и левиим. Есть также особо избранные – судьи и пророки. А также – цари. Мужи разумные (невоним) не были найдены для управления и суда даже Моше-рабейну.
Поскольку сами прушим не знали пророчества – они объявили о его прекращении с момента ухода Эзры (конец периода аншей Кнессет аГдола – в который и были приглашены представители народа к управлению – в связи с особо тяжёлой ситуацией).
Но взамен надо было чем-то подкрепить свой статус. И первое, что было сделано – это выработка линии о святости (непогрешимости) праведников-мудрецов, для которых происхождение не имеет значения. А основание которых – в праотцах (первых трёх – Йосеф явно не вписывался в этот стиль).
И тогда естественным образом появляются мидраши (сказания-воспоминания о скрытых в Торе событиях). Первые мидраши появляются в период окончания равом Аши своего творения – Вавилонской гмары – это 4.5 века после разрушения последнего Храма – 18 веков после Синая – или 23 века после появления Аврама.
В этих мидрашах появляется классически-народный стиль описания – чёрно-белый (или лубочный) – то есть плохие персонажи обречены на плохое поведение и провалы, а хорошие (Наши – как прообраз НАС САМИХ!) – ровно наоборот.
*Это яркий пример несовпадения интересантского Стиля мидрашей (что талмудистских_,_ что каббалистических – что хасидских сипурей цадиким!) со стилем Торы!..
И тогда все истории и комментарии героев Торы должны точно соответствовать их статусу (а не тексту Торы!).
- Праотцы – в свете интересантства и в свете Торы.
Мы ещё не вошли по календарю в тему четвёртого праотца – Йосефа – да и он существенно выделяется из общей линии. Поэтому разговор пойдёт о первых трёх – Аврааме, Ицхаке и Яакове-Исраэле – которых собственно Система и объявляет Основой.
Хотя нет никаких оснований в самой Торе утверждению о 613 (Тарьяг) заповедей, которые составляют основу Закона, а тем более – распространения этого жёсткого (и ограниченного!) свода законов на кого-либо До Синайской учёбы (не разовой – и не идеальной!) – но утверждается норма, что все праотцы знали и соблюдали их. В доказательство приводится глагол Гарти (я жил), который использует Яаков при встрече с Эсавом (эцель Лаван гарти – я жил при Лаване – переводится как Даже при Лаване я соблюдал все 613 заповедей!..). И проблема не только в отсутствии определённых указаний в Торе на это – но куда больше в том, что по элементарной исторической логике большинство из этого свода законов Яаков не мог соблюсти. А кроме того – они его и не должны были касаться по логике исторического процесса (Плана Творца).
*Я начал с этого примера просто потому_,_ что он связан непосредственно с изучаемой сейчас главой – а также потому_,_ что введённый принцип создаёт очень богатое направление творчества рабаним_,_ необходимым доказывать как именно наши герои соблюдали кодекс РаМбаМа…
Но посмотрим шире на наших трёх первых праотцов. Попробуем избавиться от интересантской позиции – и без фильтров посмотреть на изложенную в Торе историю их жизни.
Первое, что бросается в глаза – наши праотцы очень разные – очень мало похожи друг на друга.
Так, Авраам отличается Инициативой – самостоятельным поиском новых путей и решений. Он самостоятельно должен был придти к осознанию Творца – ибо в Торе нет никаких намёков о его организованном обучении Вере. Он же является инициатором реализации идеи миссионерской деятельности (раскидывание шатров – приобретение душ). И Сара ему в этом активно помогает (никаких конфликтов – хотя поведение это было нестандартным). Он уверенно спускается в Мицраим – экспериментирует с Сарой (выдавая её за свою сестру) – отделяет (по своему решению) Лота – а потом идёт войной на 4-х царей за него же. Наконец, он настаивает на спасении городов Сдома (в разговоре с Творцом!). Но – при прямом обращении Творца – идёт против своих интересов – предпочтений – принципов (!) – и совершает Акеду.
Ицхак не проявляет инициативы – он идёт ПО СТОПАМ (Творца и отца!). В этом он весь – в этом и его сила – и его слабость. Возможно, что и зерно было им посеяно либо по Слову Творца – либо по Его Знаку.
*Не случайно подобраны места и семьи праотцов. Авраам рождается в Харане – в семье Тераха-арамейца. Ицхак рождается в Араде – в семье Авраама и Сары. А Яаков – вместе с Эсавом! – рождается в Беер-Шеве (первом городе__, построенном уже праотцами!) – у Ицхака (с одной стороны!) и Ривки (с Другой стороны!..). ד''ל
Яаков и Эсав сразу же проявляются странным образом. Борьба на уровне эмбрионов (где это видано!..) – странные имена (данные явно Сверху!) – и вся последующая история…
*Напомню,Эсаву следовало бы получить имя Асуй – Сделанный,а Яакову – Экев – Пятка. В этой паре имён заложено немало смыслов,а сами они связаны с описанием их рождения. НО – имя первого меняется на Эсав - Сделали… - а второго – на Яаков – Последует (также – Облукавит/Искривит/Запятнается). Что же это за изменения имён? И кто говорит об этих смыслах?..
А далее прямо говорится о предпочтении Ицхаком Эсава, а Ривкой – Яакова. И это стыкуется с негативными смыслами имени второго брата – как и с негативными условиями рождения и созревания Ривки!..
То есть по прямому смыслу описанного в Торе (не мидрашим!) – сыновья отличаются также, как исходные характеристики их родителей!
Всё сказанное далее об Эсаве не несёт однозначно негативной коннотации, как мы привыкли – исходя из мидрашей и комментариев!..
А вот о Яакове рассказывается – как он отреагировал на просьбу брата о еде – как он утаил это от отца – как он с мамой совершенно ЕСТЕСТВЕННО идут на обман ПРАВЕДНОГО ОТЦА!..
И – в итоге – лишь после раскрытия обмана Ицхак говорит = Также пусть будет благословен!.. Именно в этот момент определяется роль Яакова…
Что скажете – не предвзято?
У Лавана эта история (линия Яакова) – продолжается.