Берешит. Вавилонская башня. История Прушим
-
Нововавилонская империя и зарождение системы прушим
Введение…
Самое время для завершения темы Вавилонской башни! Поскольку данная заметка является прямым продолжением первой части - и читать её надо именно после прочтения Первой - то и нумерация сохраняется сквозной.
- Вавилон и Ам Исраэль.
Именно в тот исторический момент, когда возникло единство первых поколений после Потопа во главе с хамитом Нимродом и когда возникла инициатива по построению города Вавилон и его знаменитой Башни, рождаются семиты - Авраам и его братья (незаслуженно не упоминаемые - как правило).
*Не стоит забывать, что также как потомство Ноаха несло в себе характеристики не только Ноаха - как потомка Шета - но и Наамы - как потомка Каина, также и потомство праотцов Ам Исраэль несло в себе характеристики праматерей (а от праотцов не произошли праматери - все они были потомками Братьев Авраама).
В то время как рос Авраам - рос и Вавилон (период расцвета Старовавилонского царства во главе с Хаммурапи совпадает с периодом становления Авраама). Далее праотцы продолжают реализацию Плана Творца по формированию Ам Исраэль - а Вавилон постепенно падает в своём величии - и попадает в подчинение других народов.
Во время рождения Ам Исраэль (14 век до н.э. - для желающих ориентироваться) и Вавилон, и Ассирия - вечные соперники - находятся в статусе заурядных царств (не определяющих ситуацию в мире). В своём развитии в Эрец Исраэль в течении последующих 8 веков евреи опережали Вавилон. Когда - согласно пророкам - царь Хизкияу получил поддержку от Творца в противостоянии достигшей тогда максимальной силы Ассирии (а Израильское царство - вместе с 10 коленами - пало!) - и свершилось чудо с Солнцем (и войском Санхерива - стоявшим под Иерушалаимом) - царь слабого Вавилона послал делегацию с дарами. А в ответ Хизкияу похвастался перед ними несметными сокровищами (прежде всего - Храма!..) - и эти сокровища потрясли вавилонян - и стали основанием для похода Навуходнецара после возвеличивания (Нововавилонское царство).
После Хизкияу (точнее - после двух главных выделяемых мною моментов - а именно = 1. Закрытие Арадского Храма - поддерживавшего Храм в Иерушалаиме и 2. Неуместное хвастовство богатствами) Иудейское царство движется вниз. Единственный праведный царь того периода - Йошияу - не изменил общей тенденции. А вот Вавилон набирает силу - и возникает Нововавилонское царство (империя). И уже на следующий год после воцарения Навуходнецар приходит на Святую землю!..
Всматриваясь в поведение Навуходнецара (и в противоположность ему - евреев!..), можно увидеть его уважение к Народу Творца (Ам Исраэль) - как Субъекту истории. Лишь после 18 лет недостойного поведения Иудеи под руководством трёх своих царей Навуходнецар - получив явные Знаки - уничтожает Храм и уводит основную массу Народа в галут...
Наследники Нововавилонской империи не были на уровне её основателя - особо отличился Белшацар, устроивший Пир в честь Невозвращения Ам Исраэль в Эрец Исраэль (по его расчётам прошло 70 предопределённых лет) - и немедля пришла расплата - навсегда исчезает Вавилонское царство!..
Пришедшие на смену Вавилону мидийцы (Дарий-Дарьявеш) и персы (Кир-Кореш) резко меняют политику в отношении Ам Исраэль. Возникают условия для Льготной Алии в Эрец Исраэль. Но лишь 42 с небольшим тысячи евреев согласились вернуться!..
Именно тогда - во время мидийско-персидского (влияние перемешано) галута проявилось новое Качество, приобретённое (или возвращённое со времён Мицраима!) в галуте - желание ориентироваться не на Святую землю, а на галут - если в нём теплее и спокойнее!..
*Именно во времена этого галута состоялось возвращение Зерубавеля (потомка Давида - возглавившего первую алию) в тёплый галут и укоренение потомков Дома Давида там на долгие Века (при поддержке действовавшей в Междуречьи власти - какой бы она ни была!).
В конце того галута (определяя его не по Алие - а по восстановлению Иерусалимского Храма!..) происходит история Пурима. По итогу этой истории мировая империя оказывается в руках иудейской семьи (на троне - сын Ахашвероша и Эстер, а За троном - сама Эстер и Мордехай). При этом по всей мировой империи (помните - 127 царств!) иудеи живут в привилегированном положении и большинство населения настроено про-иудейски (итъяаду - как написано в Мегиле).
А в это время глава Второй алии (по итогам Пурима - в ней участвует около 1.5 тысяч человек - всего!) - Эзра аСофер (сын бывшего первосвященника и потомок Цадока!..) - видя мизерное количество рвущихся к восстановлению Страны и Иерушалаима (пока что перед его приходом восстановлен только Второй Храм и уже 24 года как восстановлен Жертвенник!..) - создаёт Совет мудрецов для усиления управления и как коллективный орган решения спорных вопросов (это решение НЕ БЫЛО В РАМКАХ ТОРЫ) - и включает в его состав (также) представителей Народа!..
*Вот так была заложена история Прушим - читайте подробнее в серии заметок Без Шор - 10 Тевета. Далее я напомню её лишь несколькими мазками...
По окончании периода Аншей Кнессет аГдола (ровно по итогу Тысячи лет после Исхода из Мицраима (то есть после 1000 года - 2333 года тому назад!) власть в Святой земле ВЫРАВНИВАЕТСЯ под Тору - и до разрушения (последнего) Храма находится главным образом в руках Первосвященника (с коаним/левиим и знатью) - а представители простого народа (заседавшие ранее в Совете) отстраняются от власти - и возникает движение Прушим...
Для борьбы за возвращение во власть прушим используют многое - они создают управляющий Совет - разветвлённую сеть синагог и домов учений - активно выискивают варианты придирки к власти и альтернативных толкований - ведут активную пропагандистскую работу. 340 лет этот процесс развивается (и однажды - во времена царицы Александры - её брат, бывший лидером прушим - получает статус главы Санедрин аГдола - итогом этого стали 9 лет репрессий и крови...).
Всё начинает меняться примерно за 40 лет до разрушения Храма. В это время лидером прушим является Йоханан бен Закай, который был прообразом Ленина и Троцкого - знакомых нам куда лучше. Он подготавливает активистов для массового террора - разрабатывая программу избавления от власти Первосвященника через избавление от власти Храма и Земли (это аналог приводимого мною решения Амана - для избавления от ненавистного ему Мордехая)!..
Его план срабатывает - в итоге Храм исчезает надолго (уже на две тысячи лет!..), а с ним и власть первосвященника и всей его армии. Зато власть над остатками Народа переходит в руки бен Закая и его партии (система становится однопартийно-большевистской). Руководство определяется наследственным образом (без баловства) - через наследников Илеля аЗакен, объявленного наследником Дома Давида...
Но власть попадает в руки людей, которые практически никогда не занимались вопросами эффективного государственного строительства и управления – они были слишком заняты решением вопроса Свержения прежней власти. Да и Народ – несмотря на влияние НАРОДНИКОВ (то бишь прушим) – всё же привык к иной системе власти.
Нужно было решать вопрос – дальше, чтобы укрепиться во власти.