Расправленные крылья
-
Моя учеба и преодоления
Введение.
Продолжу начатое в первой части
(надеюсь, что никто не будет читать вторую часть прежде первой - ибо я уже не раз замечал это за своими друзьями-читателями - к сожалению).Мне пришлось не только менять часть своих представлений и внутренний распорядок личной жизни. Ведь у меня была уже многодетная семья. было немало друзей-приятелей. Были обязательства перед руководителями государства и перед множеством своих партнёров (весьма серьёзных). А кроме того - подо мной работало порядка полусотни менеджеров - у каждого из них был свой коллектив. А мне надо было ВРЕМЯ - много времени - каждый день - для Учёбы (совершенно новой и не простой - и - как обычно - на высшем уровне!..) и для Молитв (к которым я совсем не был приучен - а передо мной лежали книжки-сидуры - которые надо было и изучить - и прочитывать большую часть каждый день!..) - и для исполнения (а в Риге того времени не было ни рава - ни дееспособной общины - ни кашерных продуктов (то есть продуктов с печатью о кашерности не было в Латвии вообще!).
Но меня захватило это чувство Партнёрства (с Творцом - и новыми друзьями) - ведь я всю свою жизнь больше всего искал именно Партнёрства!.. а ещё меня захватило чувство Преодоления - я чувствовал, что меня поставили перед большим экзаменом - а я всегда руководствовался принципом идти по наиболее сложному пути (когда чувствовал, что передо мной ВЫБОР). Я перестал (по обыкновению) анализировать критически всё то новое, что мне предлагалось и от меня (и моей семьи) требовалось.
Всё шло на большой скорости - одновременно и Гладко - и Тяжело. Я поставил всех более или менее близких мне людей перед фактом = я стал ортодоксальным евреем - и с этого пути не сверну. А всем остальным предоставляется выбор - сохранить отношения со мной или нет. Жена (и дети) сказала, что хочет пройти полноценный гиюр. Большинство друзей не исчезли - но возник некий зазор в отношениях (как и с родственниками). Некоторые из друзей заинтересовались. С партнёрами и менеджерами отношения не прервались в принципе - но они ослабились - ибо вместо примерно 300 часов в месяц (как было до того) я стал работать только 50 - всё остальное время уходило на новую жизнь. Надо было до 8 часов в день тратить на молитвы с учёбой (одновременно) - да ещё реорганизовывать всю семейную жизнь (да и бизнес).
Я осваивал одновременно теорию и практику алахи - изучал все возможные материалы по мусару и агаде - воспитывал жену и детей в новом духе. Кстати, как-то само-собой мои дети стали жить лишь в рамках семьи (и частично - еврейского садика и школы - а также кружков). Но во дворе - а мы жили в первом Рижском МЖК - известном тогда на всю страну - где все жители знали друг-друга - отношения почти прекратились...
Я прошёл брит-милу в Москве (отдельная история). Познакомился с равом Зильбером - и он стал моим равом. Познакомился с рядом других равов, приезжавших ко мне в Ригу - а также в Москве, куда ездил я сам. Вскоре у меня возникла идея решения проблем как Ицхака (моего старшего товарища по тшуве) - так и своих и заинтересовавшихся друзей. Я предложил создать ешиву в Риге. Ко мне домой приехала делегация - во главе с равом Элиэзером Кугелем - его сопровождал главный рав Реховота Кук (имя не помню) и несколько деятелей международного ортодоксального движения. После беседы со мной и знакомства с семьёй рав Кугель весьма положительно отозвался (через переводчиков) обо мне и моём предложении. Вскоре после его отъезда пришло сообщение, что моё предложение принято (по согласованию - как я понял - с равом Шахом) - и на базе моей семьи и друзей будет организована ешива, руководить которой поставили (по моему настоянию) Ицхака. Таким образом я выполнил свои обязательства перед ним (ибо изучение экономики у него шло неважно - а мои предложения по бизнесу не были реализованы).
Надо понимать, что я в то время не ходил, а ЛЕТАЛ - настолько у меня были расправлены крылья (внутренние). Проблем при этом и у меня - и у семьи - было море. Но это лишь стимулировало (это свойственно мне в принципе - тем более в те 35 лет).
К концу первого года после нашей встречи моя семья приняла участие в первом Пасхальном седере. Он был организован в помещении ешивы, которое располагалось на верхнем этаже нашего МЖК - нужно было лишь подняться по лестнице. Там был громадный зал с пирамидальной крышей - полу-стеклянной наружной стеной с видом на красивую площадку и центральную улицу (конечно - в то время - улицу Ленина). Была вся моя семья - семьи привлечённых друзей - и Ицхак со своим помощником. Это был единственный седер в моей жизни, который организовывался и проводился не мною...
После него я почувствовал себя уже однозначно укоренённым в традиции - всё, что было в моём распоряжении - люди/книги/статьи - было уже использовано в учёбе. Молиться я уже стал в основном на иврите (понимая содержание по русскому переводу) - кашрут стал нормой - как и талит, и тфиллин. Посты - праздники - субботы соблюдались мною со всей семьёй как положено (даже маленькие дети в ночную сеуду – трапезу - летом - около полуночи - участвовали с интересом!). У меня уже стали появляться сложные вопросы по традиции - но основные ответы (кроме решения практических вопросов) сводились к тому, что надо полагаться на святых и очень далёких от нас по уровню учителей. На тот момент это звучало для меня удовлетворительно.
*Хочу заметить, что я пишу подобным образом и выбираю описание таких моментов, чтобы в итоге стал понятен и путь, и Прозрение. потому прошу читать внимательно)
Внезапно - летом 91 года - Ицхак заявил мне, что (цитирую!) -Два льва не могут сидеть в одной клетке - и я тебя с семьёй отстраняю от нашей общины ...
Это произошло после того, как у общины Ицхака, образовавшейся вокруг ешивы, появился приличный бюджет и круг участников - и вскоре они сменили место... Более того - мои друзья (теперь уже бывшие), которых я туда привёл, заявили мне, что им запрещено поддерживать со мной отношения.
*Нужно пояснить кое-что. Мои возможности (общественные и деловые) позволяли мне надавить практически на любого - в том числе и убрать эту ешиву. С другой стороны - я относился к Ицхаку - и к раву Зильберу (его учителю - проведшему его и его семью через гиюр!) почти как к святым. И потому смысла в таком заявлении не было никакого - исходя из моего отношения я ничем не мог навредить, а если бы его не было никто не посмел бы мне даже сказать такое - тем более реально сделать.
Я был шокирован - это никак не совпадало с той Торой, которую я учил. И я подумал, что вскоре всё вернётся на круги своя. Но нет - ничего больше не происходило... Я написал раву Зильберу подробное письмо - и вновь ничего не произошло. Фактически меня и мою семью бросили - и это в период завершения гиюра (жене оставалось сдетьми только микву пройти после получения заключительного Письма - но его теперь не от кого было получать!..). Вдумайтесь - мы уже укоренились - и были единственной в Латвии ортодоксально-соблюдающей многодетной семьёй. При этом - ни рава - ни общины - ни синагоги - ни бейт-мидраша - ни кошерных продуктов (многих - в частности, моя семья до отъезда в Израиль в 1995 году не знала практически что такое Мясная пища - а заодно и вино, и виноградный сок!..). Но я лишь усилил свою самостоятельную учёбу - молитвы - соблюдение всей алахи - и руководство семьёй в том же духе...
Мои молитвы были услышаны. В феврале 1992 года в Ригу одновременно приехало аж два хабадских рава. Я не хотел быть хабадником (на фоне впитанного от литовцев!..) - но Творец не оставил мне выбора. И в итоге рав Баркан - ставший главном равом Риги и Латвии - стал и моим равом, и равом моей семьи - взяв ответственность за их гиюр.
А у нас к этому времени родился чудесный ребёнок - получивший не случайное имя - Имануэль (С нами Бог! - для незнающих). И я уже тогда понял, что ему предназначено быть особенным - из-за особых обстоятельств рождения. Он рос вплоть до переезда в Израиль исключительно в рамках Семьи - до 3.5 лет...
Пропущу многочисленные нюансы этих лет нашей жизни в Риге. отмечу лишь главное - с помощью рава Баркана поднялся уровень синагоги, и мы стали там регулярно бывать. К большим праздникам мы стали получать посылки с едой из-за границы. Через 4 года после начала жена и дети прошли гиюр - для этого была выстроена новая миква - приглашён рав-моэль из Парижа - получена асмахта от рава Мордехая Элияу (для незнающих - Ришон-ЛеЦион, духовный глава кипы-сруги в Израиле) - вместе с определением уже в начале специального кашрута для нас в Риге - собран бейт-дин из равов, представлявших три страны - Израиль, США и Францию. А к осенним праздникам была сделана хупа (пятеро наших детей стояли рядом) в синагоге - и оформлены теудат гиюр для жены и детей и ктуба... После чего мне было сказано, что я обязан лично доставить их на ПМЖ в Израиль (был выбран Арад, главный рав которого взял на себя обязательства по достойной абсорбции моей семьи). Я же мог вернуться ко всем своим делам после того...