На новом месте
-
О себе...продолжение
Введение.Не предполагал вообще несколько частей - думал, что выскажусь кратко. Но - мы предполагаем... Вот уже третья часть пошла - не знаю, будет ли она последней. Мы в конце годичного цикла Бейн аМецарим - 3333 (5780/2020) год. А в целом - мы в Бейн аМецарим нашей Истории. И Храм наш полыхает - и зовёт нас. Надо лишь проснуться. Надеюсь, что мои друзья-читатели будут читать все части этой заметки в правильном порядке))
[Испытание]
[Расправленные крылья]Мне было несколько странно требование о моём участии в отъезде жены с детьми в Израиль, если речь идёт о полной ответственности главного рава города - да ещё и руководителя солидной общины (как мне было сказано). По обыкновению, я написал список условий, которые должны быть выполнены - и передал их своему раву. А сам занялся подготовкой - надо же было решить, как будут существовать все мои фирмы - проекты - контакты во время моего отсутствия (я знал, что максимальный срок может исчисляться до полугода). Мы сходили вместе с равом Барканом к генеральному консулу Израиля (его сын подрался с моим прежде в еврейском садике - при том, что мой сын вообще никогда никого не задирал - это не отцовская позиция, а факт). Там рав сказал, что он в жизни ни за кого не ручался, но за мою семью ручается. А в ответ консул заявил, что всё равно я - как глава семьи, что прошла гиюр, обязан лететь с ними (как я узнал потом - всё не так). Но тогда я согласился...
Перед нашим отлётом наш рав срочно улетел в Париж - при этом я не получил никакого документа от рава Арада. Я отправил срочно факс в Париж - и обменял билеты на более поздний срок (к тому же наш малыш приболел - а наступала зима).
Рав срочно прилетел - мы встретились. И мне было сказано, что мой список принят - всё будет сделано наилучшим образом. Но документы по такому поводу равы не оформляют. Да и разве могут быть сомнения, если два главных рава взяли на себя обязательства?!. - У меня сомнений не было.
Мы летели в Израиль первого февраля 1995 года (лишь позже я вычислил, что это было Алеф дэАдар Алеф 5755 года). В Риге транспорт останавливался из-за обильного снега и высоких сугробов. Нас везла кавалькада машин - мои друзья и сотрудники. Мы ничего не отправляли морем - только брали с собой (только доплата составила больше тысячи долларов - а я почти все наличные деньги оставил менеджерам или вложил ранее в проекты). Нас летело девятеро - мы с женой - 5 детей и пудель с персом (у них тоже были паспорта). Меня попросили уступить - если я не против - наше место для первого посла Латвии (ему полагалось там сидеть).
Полёт пошёл прекрасно. Мы приземлились в Бен-Гуриона во второй половине дня. Нас быстро обслужил представитель Сохнута - мы получили и документы - и информация - и деньги - и Два минибуса (столько народу и вещей)! и поехали в Арад. Приехали мы уже ночью - прямо по адресу главного раввина - но оказалось, что он сменил место жительства. У шофёров был его телефон - но он не отвечал...
Шофёры поездили по городу - поспрашивали прохожих - никто не знал ни новый телефон, ни новый адрес рава... Тогда они подъехали к площадке перед мэрией, высадили всех нас вместе со скарбом - мы заняли почти всю площадку - и сказали, что их рабочий день давно закончился - и уехали...
Первое февраля - ночь - незнакомый Арад (да и страна) - и никого... Дети все расхватали велосипеды - и стали кататься (надо сказать, что температура была 25 градусов тепла - после примерно 30 градусов холода в Риге). Мы все сняли зимнюю одежду...
Чудом у меня оказался телефон родителей жены моего Таллинского друга - и я позвонил им. Ответил её папа - Абрам (ему уже было 85 лет) - и, услышав мою историю, попросил подождать на площадке. Спустя примерно минут 20-30 приехал какой-то не очень солидного вида ортодокс - и направился ко мне. А в это время сверху (ибо мэрия находится на большом возвышении - к ней ведёт небольшая потёмкинская лестница) спустился какой-то ещё менее презентабельный товарищ. Я решил, что рав прислал вместо себя служку - и собрался его послать за хозяином. И тут спустившийся обратился к Служке = Квод аРав! - а тот на ломаном русском представил мне второго = Это наш мэр!..
*Я надеюсь на понимания вкладываемых мною в описание смыслов...
А дальше пошла наша долгая жизнь в Израиле - на Святой земле - в Араде - столице Амалека (это я учитывал уже соглашаясь на полёт...).
Возникает естественный вопрос - почему наша - почему я не вернулся в первые полгода (как было тщательно спланировано - с несколькими степенями надёжности и защиты!..)?
А всё довольно просто - и очень не просто - одновременно. Оказалось (подробностей существенных Очень много - а места и времени нет - поэтому опущу 99%), что НИЧЕГО не было этим равом приготовлено (и даже продумано). Нас поселили в дурную гостиницу - за мой счёт (даже не предупредив). Община была молода - первый год существования - наша семья была из самых старших и больших. В общине был только Ган Хабад - садик для маленьких мальчиков - и ешива, начавшая выпускать дипломированных раввинов (тогда - единственная в своём роде).
Никакой более высокой учёбы (первое требование) в лимудей кодеш и лимудей холь ни для кого из семьи не было, жилья - тоже, работы - тоже. О деловой помощи и говорить нечего. Я всегда жил в крупных центрах - и впервые оказался в маленьком провинциальном городке (у него даже статуса Города ещё не было). Мои дети намучились в тех учебных заведениях, куда (по рекомендации) рава я должен был их отдать. Старший сын просто подвергался битью каждый день (от эфиопских детей, которые тогда составляли 90% учеников единственной государственно-религиозной школы города)!.. И никто не был готов помочь!
Параллельно решению семейных проблем я стал изучать Государство (как специалист мирового уровня). Наша семья не соответствовала НИКАКИМ СТАНДАРТАМ - ни государства, ни города - ни общины. Мы оказались на Святой земле (и я это ощущал всеми фибрами!) - но в Джунглях... Любая проблема могла быть решена только в порядке исключения... И я это делал (в основном, используя свой английский).
К концу полугодия мне стало ясно, что связь с Ригой прервана (ответы на факсы не приходили, а пользоваться СВИФТОМ здесь было невозможно - в Риге же я использовал эту связь как домашний телефон). Рав Баркан исчез с горизонта. Семья была совершенно недееспособна - и решать её проблемы кроме меня было некому. Да ещё и мама написала из Сибири, что она решилась одна ехать ко мне в Арад (из-за конфликтов с дочерью и зятем). А ей шёл 69-й год... Выбор мой был прост - или все мои статусы, бизнесы, проекты - и потеря Семьи (и Земли - надолго - ибо предстояло исправлять запущенное и доводить проекты мирового масштаба до определённой стабильности - это годы) - либо ровно наоборот (с надеждой - что Папа всё оценит - и вернёт меня на моё место в Мире). Я долго не колебался - и остался...
Но и это оказалось не всё. Когда я изучил все основные системы Израиля, то понял, что государство устроено крайне непрофессионально - эклектично сочетаются нормы разных чужих систем. Его проще (и эффективнее!) было строить заново, чем пытаться перестроить. При этом для меня оно являло собой действительно Чёрную дыру (как говорили мне мои партнёры из США). Мало того - открытие бизнеса (мало-мальски подходящего для меня) было невозможно из-за отсутствия капитала и членства в той или иной мафии (в гражданском смысле этого слова). Подходящей для меня должности - тоже нет (я многое проверил) - ибо я был слишком Большой - да ещё с претензиями к качеству работы - и без иврита!.. Что же касается обычной работы - то дикая налоговая система + трумот и маасрот (а моё имя было уже у всех искателей денег!) лишали меня возможности обеспечить семью (тем более, что надо было устраивать детей в спецшколы - в пнимиёт-интернаты). И я понял, что должен буду отказаться и от этого - и со статуса милиардера (который был перед приездом) я перешёл в статус получателя пособия - гимлаи (с отмечанием на бирже труда)...
Благодаря этому решению у меня хватило времени и сил решить сотни проблем своих близких - обеспечить семье съём 5.5-комнатной квартире в центре города - лучшие в стране школы (в том числе я открыл школу Шуву в Араде, которая через год была признана лучшей начальной школой в стране), поездки, кружки, порядок дома (обеспечиваемый только мною), мамину адаптацию, помощь жене. И при этом усилить и молитвы (в миньяне) - и учёбу (в коллеле) - и давать цдаку из своего пособия. А также купить недвижимость на льготных условиях и создать биржевую группу в банке. И проводить по просьбе тех или иных лиц занятия по Торе с репатриантами.
*Когда я ехал в Арад, то был уверен, что мои знания Торы - алахи - агады - молитв - намного ниже стандарта общины. В итоге всё оказалось почти наоборот...
Я с удивлением узнал, что даже мой напарник по учёбе (хеврута), который был главным распространителем хасидута ХаБаД в городе (машпиа), не знает основ каббалы (а хасидут построена на каббале!). С удивлением учил многие споры в талмуде, когда мне нередко сразу же были ясны ошибочные высказывания того или иного аморы (подтверждавшиеся в таком качестве позже). Удивляло меня и небрежение во время молитв многими (имевшими уже раввинские смихот).
И постепенно начали накапливаться вопросы... А учёба в основном становилась самостоятельной - или велась сразу по нескольким возможным направлениям (в том числе и вне коллеля)...